Методы и организация исследованияСтраница 1
Объект исследования:
боксеры группы начальной подготовки 7–9 лет.
Предмет исследования: свойства внимания у боксеров. 7–9 лет ДЮСШ №17 г. Новосибирска.
Методы исследования:
- Беседа.
- Наблюдение.
- Экспериментальный.
- Тестирование.
В настоящей работе мы поставили перед собой цель – изучить особенности распределения и объема внимания у боксеров группы начальной подготовки 7–9 лет на тренировочных занятиях. Эти свойства внимания оказывают влияние на успешность усвоения физических упражнений, техники движений. Чем больше деталей замечает боксер при показе упражнений тренером, чем больше собственных движений одновременно контролирует он при выполнении движений, тем скорее он учится правильно выполнять движения, меньше делает ошибок, успешнее действует в поединке.
Исследование проводилось в ДЮСШ №17 города Новосибирска с боксерами группы начальной подготовки 7–9 лет. Всего в исследовании приняли участие 35 человек. Распределение внимания мы изучали при выполнении боксерами таких подобранных нами из программы физических упражнений, как различные гимнастические упражнения, игры «Кошка и мышка», «Два Мороза», «Зайцы в огороде», и другие. Было проведено 15 наблюдений за выполнением юными спортсменами гимнастических упражнений, 19 наблюдений за играми.
Для исследования внимания были проведены эксперименты:
1. Изучение объема внимания.
2. Изучение концентрации внимания. Тест «Перепутанные линии».
3. Исследование устойчивости внимания.
4. Исследование распределения и переключения внимания. Тест «Отыскивание чисел».
Методика наблюдения
При наблюдении за обследуемыми во время выполнения упражнений учитываются свойства их произвольного внимания – наблюдательность и быстрота психомоторного реагирования на различные стимулы (с 1-го, со 2-го или 3-го обращения экспериментатор вступает в контакт с испытуемым).
Во время наблюдения преподавателя-тренера за испытуемым учитываются их поведенческие реакции, наличие растерянности, недоумения на лице при выполнении заданий по оценке внимания (что характеризует для них субъективную трудность выполнения именно этих заданий). При наблюдении за испытуемым в процессе выполнения предлагаемых ниже упражнений учитываются внимательность обследуемого к командам тренера, выполнения упражнения по показу, способность видеть подсказки жестами и реагировать на замечания тренера
Упражнение №1. «Запомни свое место в строю»
Всем обучаемым предлагается запомнить свое место в строю во время исходного построения и быть готовыми встать на это место по соответствующему сигналу после того, как спортсмены разойдутся кто и куда по залу (например, при команде «встать на свое место в строй!» при подаче тренером двух длинных свистков или поднятых вверх красного и белого флажков). Затем упражнение можно усложнить, соединив 2 команды вместе. При выполнении команды отмечаются те испытуемые, кто последними занимают свои места в строю и делают ошибки перебежками с места на место. При этом иногда даются ложные сигналы и отмечаются лица, реагирующие на ложный сигнал.
Упражнение №2. «Запомни много команд»
Обучаемые делятся на 2 группы. Одни выполняют предлагаемые действия, другие следят за ошибками. Подается несколько команд: «Шаг вперед, поворот налево, поворот кругом!». Все в играющей шеренге их выполняют. Допустившие ошибку, делают 2 шага вперед. Выигрывает группа, совершившая меньше ошибок после выполнения команд на 6 действий.
Упражнение №3. «Запрещенное движение»
При выполнении ряда движений поточным способом по командам или показу заранее уславливаются не выполнять 1–2 движения. Кто ошибается и выполнит «запрещенное» движение вслед за тренером, делает шаг вперед. При повторной ошибке – еще шаг. В конце упражнения отмечаются самые невнимательные.
Упражнение №4. «Делай как я!»
Тренер на месте или в движении выполняет быстро ряд последовательных упражнений, а обучаемые повторяют их и следят друг за другом (кто делает ошибки, кто медленно переключается с одного упражнения на другое) экспериментатор наблюдает за испытуемыми и фиксирует их движения и ошибки в заранее заготовленном протоколе.
Изучения объема внимания
Смысл исследования в предъявлении на короткое время (около 1 сек.) карточки с изображенными на ней фигурами, например, кружков или крестиков. Каждая карточка
предъявляется дважды. Сначала берутся карточки с двумя фигурами, затем – с тремя. После предъявления изображения испытуемый в течение 10–15 сек. Должен нанести на своем бланке точки в соответствии с тем, что он увидел. На воспроизведение 2–5 фигур дается по 10 секунд, 6–7 фигур – по 15 секунд, 8–9 – по 20 секунд. Обследование проводится групповым способом. Важно исключить списывание друг у друга. Оценка результатов по таблице (см. приложение 2).
Формирующий этап исследования
На формирующем этапе исследования стало проведение работы, направленной на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы, а также коррекция взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога. В качестве основных методов и приемов на занятии в различной последовательности использу ...
Психологическая характеристика осмотра места происшествия
Применительно к следственной деятельности выделяются следующие ее психологические составляющие:
- поисковая /поиск и обнаружение информации/;
- познавательная /сбор информации о событиях преступления/;
- реконструктивная /воссоздание события преступления/;
- удостоверительная /фиксация полученной информации и вещественных следов в п ...
Индивидуальная работа с семьей
Большинство воспитанников социально-реабилитационных центров - дети из неблагополучных семей. Среди них мы выделяем семьи педагогически несостоятельные, конфликтные, асоциальные (асоциально-криминальные). При всех различиях этих семей, общим критерием неблагополучия являются деформация или полное разрушение их воспитательной функции. Ис ...