Заключение.
Нами было проведено исследование на факультетах психологии и музыкального образования, в котором участвовали студенты 2-го курса. Они, как уже упоминалось, рисовали несуществующее животное и сочиняли сказку о нем. В ходе проведения исследования были получены следующие результаты:
a) общие черты в написании сказок студентами:
- 70% испытуемых идентифицировали себя с героем противоположного пола (в исследовании принимали участие девушки);
- логика построения сюжета, словарный запас индивидуальны;
- ярко выраженная активная позиция присутствует в 50% рассказов, пассивная позиция – 20%, неоднозначная (когда активность проявляется одинаково и со стороны главного героя и со стороны второстепенных персонажей, среды) – 30%;
- в одной сказке психолога и в одной сказке музыканта в конце задается риторический вопрос, своеобразное обращение к читателю, предполагающее обратную связь;
б) различия в сочинении сказок студентами:
- в 60% случаев у психологов название животного уменьшительно-ласкательное, у музыкантов лишь в 20%; в 60% случаев у музыкантов встречается рациональное название животного с оттенком научности;
- низкая продуктивность рассказов психологов, средняя длина рассказа 140 слов, в то время как у музыкантов - 203 слова;
- наличие у музыкантов атрибутов связанных с их профессиональной деятельностью в 30% случаев; наличие в 40% рассказов психологов гуманистических тем, связанных с оказанием помощи, при этом герой выступает как советник, друг, помощник, носитель счастья, его даритель, т.е. проявление в написании сказок черт, ожидаемых от человека данной профессии в обществе;
- в 30% сказок психологов встречаются справочные суждения (время, имена людей);
- в 20% случаев у музыкантов в конце сказки присутствует мораль;
- темы сказок индивидуальны, но в 50% сказок психологов встречается проблема поиска друга, что может быть обусловлено возрастом испытуемых (психологам на момент проведения исследования – 18 лет, а большинству музыкантов – 20-21 год);
- положительный исход сказки у психологов в 100% случаев, у музыкантов – 80%;
- творческие возможности, выявленные при рисовании животного и придумывании ему названия: 50% психологов склонны брать за основу «готовое», использовать шаблон, и 10% музыкантов;
- творческие возможности, выявленные при написании сказок: у психологов зрительные ощущения присутствуют в 40% сказок, слуховые и тактильные отсутствуют, сила замысла, образность в 60% случаев; в то время как у музыкантов присутствуют все виды ощущений в 60% случаев и сила замысла, живость восприятия в 90%.
Мы не можем утверждать, что данные различия обусловлены обучением на конкретном факультете. Мы лишь можем констатировать, что они имеют место. Вопрос же о первичности: обуславливают ли индивидуальные способности (черты личности, стиль поведения) выбор конкретного вида будущей деятельности или учебная ситуация обуславливает проявление данных особенностей, - остается нерешенным. Но можно быть уверенными в том, что проективная сказка позволяет изучать особенности юношеского возраста и проблемы, возникающие на данном возрастном этапе.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: в сочинении сказок студентами музыкального и психологического факультетов имеют место существенные различия (продуктивность, профессиональная атрибутика, творческие возможности, некоторые особенности в сюжете: справочные суждения, мораль, исход). Но следует отметить, что существует ряд особенностей, которые сугубо индивидуальны и соответственно никак не зависят от принадлежности испытуемого к той или иной группе. Поэтому они проявляются и у психологов и у музыкантов в примерно одинаковом процентном соотношении (позиция персонажа, психосексуальная идентификация и также некоторые особенности в построении сюжета, например, риторический вопрос). Естественно, полученные данные требуют дальнейшей проверки и подтверждений, что возможно при воспроизводящем исследовании. Кроме того, мы предполагаем расширить выборку, для проверки и уточнения процентных соотношений. В дальнейшей работе мы намерены провести данное исследование на факультетах иностранных языков, журналистики и художественного образования.
Виды психологической защиты: Отрицание.
Отрицание — это стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе.
Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом необр ...
Теоретическая часть. Механизмы речи
Речь - это всегда конкретный процесс использования информантом языковых знаков. Но поскольку этот процесс всегда двусторонний, предусматривающий другого партнера коммуникации, разные роли в процессе коммуникации - пассивные или активные, разные сенсорные механизмы и разное участие паралингвистических средств типа темпа речи, особенносте ...
Что способствует развитию агрессивности?
Рассмотрим более подробно основные аспекты жизни дошкольника, которые могут способствовать развитию агрессивности:
1. ребенок – дошкольная нагрузка;
2. ребенок – воспитатель;
3. ребенок – другие дети;
4. ребенок – семья.
Дошкольная нагрузка
Посещение детского сада, необходимость сидеть на занятиях, слушать воспитателя – все это дл ...