Условия снятия агрессии. Как распознать агрессию
Страница 1

Теперь, когда мы знаем, что может послужить причиной гнева и агрессии, хотелось бы подробнее остановиться на их проявлении. Уже упоминалось о мимическом (выражении лица), поведенческом (действия, поступки), вербальном (слова) выражении гнева и агрессии. Рассмотрим их подробнее.

Мимическое выражение гнева включает в себя характерные сокращения лобных мышц и бровей: брови опущены и сведены, кожа лба стянута и образует на переносице или прямо над ней небольшое утолщение (у взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины). У новорожденных описанное выражение проявляется автоматически и не контролируется. Примерно в конце первого года жизни у детей развивается способность к контролю над лобно-бровным компонентом «гневной» мимики, он может сдерживать активность лицевых мышц. Это результат развития мозга, результат научения и социализации ребенка (подражание и подкрепление). В результате врожденные проявления гнева значительно смягчаются.

При мимическом выражении гнева отмечаются изменения в области глаз: они сужаются и приобретают угловатую, заостренную форму, утрачивают мягкость, которая присущая округлой форме. Взгляд фиксирован на источнике раздражения, и это важно, т.к. указывает, куда будет направлена агрессия. Взрослея, человек может научиться отводить взгляд, чтобы скрыть выражение гнева.

При врожденном выражении гнева рот у маленького ребенка распрямляется, приобретая прямоугольную форму; губы сжимаются, превращаясь в две тонкие параллельные линии, при этом они могут слегка выпячиваться; углы рта становятся резко очерченными. Старшие дети и взрослые в гневе часто стискивают зубы и сжимают плотно губы. Это является результатом социализации. Оскаленные зубы прячутся под плотно сжатыми губами.

При интерпретации мимических проявлений следует подходить осторожно к приобретенным выражениям гнева: люди часто хмурятся, стискивают зубы и смотрят на собеседника в упор, но это может быть привычкой, а не выражением гнева.

Чем взрослее ребенок, тем большие изменения претерпевает врожденное проявление гнева и тем лучше нужно знать индивидуальные особенности ребенка и ситуации, чтобы определить, какую эмоцию он переживает.

На поведенческом уровне можно выделить позу, жесты, действия. Данные проявления скорее следует отнести к приобретенным, обучаемым. Обозначим наиболее общие.

Поза. Общее напряжение тела как бы демонстрирует готовность к нападению. Мышцы шеи и спины напрягаются, голова немного опущена (взгляд «исподлобья»), плечи тоже напряжены и слегка приподняты, руки сжимаются в кулаки, ноги напрягаются и немного сгибаются в коленях, туловище слегка наклонено вперед или направлено в сторону раздражителя. Все это можно наблюдать у детей во время сильной ссоры, драки. В процессе дети учатся контролировать выражение гнева, и у них наблюдаются, как и у взрослых, одно или несколько характерных проявлений позы гнева.

Жесты. Сжимание, разжимание кулаков, держание в руках различных предметов и манипулирование ими, как бы подготовку к удару, угрожающие движения руками (замахивание, показывание кулаков, фиг и др.) можно наблюдать у маленьких детей. У взрослых жесты имеют тенденцию к «снижению амплитуды» проявлений, что является результатом неприятия обществом гнева и агрессии.

Действия выражения гнева могут быть разнообразными (в данном случае мы можем говорить уже об агрессии). Наиболее встречающиеся виды:

1. физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого человека или объекта;

Страницы: 1 2


Заключение.
Личность - это сознательный индивид (Б.Г. Ананьев) в единстве его индивидуальных особенностей и выполняемых им социальных ролей. С позиций системного подхода деятельность и поведение личности рассматривается как динамическая функциональная система, характеризующаяся многомерностью и иерархичностью, в которой выделяют три основные подси ...

Своеобразие сюжетно-ролевых игр. Структура сюжетно-ролевой игры
Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Сюжетн ...

Развитие психологической мысли
В соответствии с ньютоновским пониманием природы английский врач Гартли (1705-1757гг.) объяснил психический мир человека. Он представил его как продукт работы организма - "вибраторной машины". Предполагалось следующее. Вибрация внешнего эфира посредством вибраций нервов вызывают вибрации мозгового вещества, которые переходят в ...