Условия снятия агрессии. Как распознать агрессиюСтраница 1
Теперь, когда мы знаем, что может послужить причиной гнева и агрессии, хотелось бы подробнее остановиться на их проявлении. Уже упоминалось о мимическом (выражении лица), поведенческом (действия, поступки), вербальном (слова) выражении гнева и агрессии. Рассмотрим их подробнее.
Мимическое выражение гнева включает в себя характерные сокращения лобных мышц и бровей: брови опущены и сведены, кожа лба стянута и образует на переносице или прямо над ней небольшое утолщение (у взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины). У новорожденных описанное выражение проявляется автоматически и не контролируется. Примерно в конце первого года жизни у детей развивается способность к контролю над лобно-бровным компонентом «гневной» мимики, он может сдерживать активность лицевых мышц. Это результат развития мозга, результат научения и социализации ребенка (подражание и подкрепление). В результате врожденные проявления гнева значительно смягчаются.
При мимическом выражении гнева отмечаются изменения в области глаз: они сужаются и приобретают угловатую, заостренную форму, утрачивают мягкость, которая присущая округлой форме. Взгляд фиксирован на источнике раздражения, и это важно, т.к. указывает, куда будет направлена агрессия. Взрослея, человек может научиться отводить взгляд, чтобы скрыть выражение гнева.
При врожденном выражении гнева рот у маленького ребенка распрямляется, приобретая прямоугольную форму; губы сжимаются, превращаясь в две тонкие параллельные линии, при этом они могут слегка выпячиваться; углы рта становятся резко очерченными. Старшие дети и взрослые в гневе часто стискивают зубы и сжимают плотно губы. Это является результатом социализации. Оскаленные зубы прячутся под плотно сжатыми губами.
При интерпретации мимических проявлений следует подходить осторожно к приобретенным выражениям гнева: люди часто хмурятся, стискивают зубы и смотрят на собеседника в упор, но это может быть привычкой, а не выражением гнева.
Чем взрослее ребенок, тем большие изменения претерпевает врожденное проявление гнева и тем лучше нужно знать индивидуальные особенности ребенка и ситуации, чтобы определить, какую эмоцию он переживает.
На поведенческом уровне можно выделить позу, жесты, действия. Данные проявления скорее следует отнести к приобретенным, обучаемым. Обозначим наиболее общие.
Поза. Общее напряжение тела как бы демонстрирует готовность к нападению. Мышцы шеи и спины напрягаются, голова немного опущена (взгляд «исподлобья»), плечи тоже напряжены и слегка приподняты, руки сжимаются в кулаки, ноги напрягаются и немного сгибаются в коленях, туловище слегка наклонено вперед или направлено в сторону раздражителя. Все это можно наблюдать у детей во время сильной ссоры, драки. В процессе дети учатся контролировать выражение гнева, и у них наблюдаются, как и у взрослых, одно или несколько характерных проявлений позы гнева.
Жесты. Сжимание, разжимание кулаков, держание в руках различных предметов и манипулирование ими, как бы подготовку к удару, угрожающие движения руками (замахивание, показывание кулаков, фиг и др.) можно наблюдать у маленьких детей. У взрослых жесты имеют тенденцию к «снижению амплитуды» проявлений, что является результатом неприятия обществом гнева и агрессии.
Действия выражения гнева могут быть разнообразными (в данном случае мы можем говорить уже об агрессии). Наиболее встречающиеся виды:
1. физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого человека или объекта;
Приложения
Основные критерии мотивов (по группам испытуемых, в %)
№
п/п
Категория
Группа
A
B
C
1.
Отношение к будущему
- ожидание каких либо перемен
- заботы о здоровье
- беспокойство о родственниках
- бытовые проблемы
- ожидание достижений
- ожидание трудностей
- интерес к проблемам общества
- отсутствие ожидан ...
Состояние проблемы способностей в современной психологии. Понятие
способностей в психологии.
Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по коли ...
Анализ специфики образовательного учреждения, целей и задач
Цели и задачи МОУ «Гимназия № 85».
Основными целями гимназии является:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общего образования, их адаптации к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ;
- Формирование ...

