Особенности организации занятий по труду в целях коррекции мышления детей с
ЗПРСтраница 6
Развитию анализирующего наблюдения помогает сравнение двух объектов с целью выделения их общих и отличительных признаков. Осуществляя сравнение, учащиеся привыкают дольше рассматривать объекты, обдумывать принцип их описания, переносить усвоенный способ сравнения одних объектов на другие. Чем полноценнее дети сравнивают, тем лучше анализируют, вычленяют отдельные признаки.
Большую пользу при этом приносит деятельность учащихся по преобразованию объекта. Так, детям предлагается преобразовать какой-либо объект, изменяя некоторые его признаки, в другой. Например, для сравнения и последующего преобразования ученикам предлагаются две закладки для книги, украшенные аппликацией из цветных геометрических фигур (они могли быть изготовлены на предыдущих уроках труда). Сначала дети оперируют реальными предметами, в качестве которых применяются вырезанные из плотной цветной бумаги геометрические фигуры, соответствующие тем, которые имеются в готовых закладках. Затем ученики производят мысленное преобразование, отвечая на следующие вопросы: «Если в первой закладке поменять местами красный и синий треугольники, она станет такой же, как вторая?»; «Если во второй закладке нижний красный кружок заменить на желтый, будут ли обе закладки одинаковыми?» и т. п [19].
Преобразуя объект, учащиеся должны рассказать, как они будут выполнять задание (как выполнили): нужно ли добавить какую-либо деталь, заменить имеющуюся деталь на другую или лишь поменять детали местами. Речь, сопровождающая действия, помогает обдумыванию и организации деятельности. Учащийся должен просить нужную геометрическую фигуру у учителя, точно формулируя свою просьбу. Если он не указывает всех признаков фигуры, следует намеренно давать ему другую фигуру. Например, если учащийся просит квадрат (не указывая при этом цвет или размер или то и другое вместе), следует предлагать ему квадрат другого цвета, другого размера - до тех пор, пока он не даст полной характеристики нужной детали. Таким образом, дети привыкают к точному и полному описанию предмета с указанием всех его признаков.
Таким образом, учитывая особенности мышления у детей с задержкой психического развития, необходимо оценивать уровень сформированности их умственных действий: умение проводить анализ образца, планировать предстоящую работу, контролировать ее и давать ей адекватную оценку. Нужно также обращать внимание на внешнюю организацию деятельности детей и на соблюдение ими правил безопасности труда.
Кроме того, важен индивидуальный подход к детям: оцениваются их старание, умение преодолевать трудности, продвижение в работе, степень самостоятельности. Робких, нерешительных детей нужно поощрять за малейшие достижения в процессе овладения учебным материалом, самоуверенным и переоценивающим себя - разъяснять причину ошибок, допущенных ими в результате необдуманности, спешки. Уважительное отношение учителя к личности детей должно стать примером для создания правильных взаимоотношений между всеми учащимися класса.
Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга
Мы рассмотрели современные представления о трех основных функциональных блоках мозга и постарались показать роль каждого из них в организации сложной психической деятельности.
Было бы неправильным думать, что каждый из этих блоков может самостоятельно осуществлять ту или иную форму деятельности, считая, например, что второй функциональ ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге
Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг- диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.
Полное тестирование с обработкой занимае ...
Социальный контроль за девиантным поведением
Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении гомосексуалистов, проституток и пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи.
Наша исправительно-трудовая система не, сколько исправляет, сколько карает человека. Именно места лишения свободы явл ...