Рекомендации социальному педагогу и родителям по организации взаимодействия
с младшими подросткамиСтраница 1
В соответствии с вышеизложенным, можно сформулировать рекомендации по организации взаимодействия социального педагога с детьми подросткового возраста и их родителями.
Для организации эффективной работы по формированию толерантного поведения и его развитию у учащихся социальному педагогу нужно:
– знать теоретические основы социальной педагогики и принципы построения воспитательной работы с семьей и в детском коллективе;
– уметь применять на практике имеющиеся знания;
– изучить возрастные особенности подростков;
– владеть методами диагностики оценки личности подростка;
– провести анализ полученных данных и выработать программу дальнейших действий;
– определить приоритетные направления деятельности;
– спланировать систему взаимодействия семьи и школы;
– отслеживать развитие самообслуживания и занятости школьника;
– параллельно использовать разные формы работы для организации педагогического просвещения родителей;
– выстроить взаимодействия с психологической службой через работу постоянно действующего психолого-педагогического консилиума;
– уметь оценить промежуточные результаты;
– проанализировать поведение ребенка, и составить программу его коррекции.
Используя данные рекомендации, общего характера каждый социальный педагог сможет выстроить систему взаимодействия с родителями по преодолению подростковой ксенофобии и развитию навыков толерантного поведения подростка с учетом конкретных условий и индивидуальных особенностей его личности.
Рекомендации для родителей будут следующими:
1. Любое поведение, склонное к проявлению ксенофобии имеет в своей основе какую-то причину. Это может быть ответная или защитная реакция на поведение окружающих, способ самоутверждения, неумение вести себя по-другому или выразить другим способом свои эмоции и чувства. Постарайтесь прояснить для себя причину интолерантного поведения своего сына или дочери. Обратите внимание на то, как вы сами реагируете на жестокие вспышки ребенка к людям других национальностей. Возможно, он просто копирует ваше поведение. Или же ваше внешне спокойное отношение к такому его проявлению эмоций дало подростку внутреннюю установку, что это нормальная форма поведения.
2. Обратите внимание на то, как происходит общение в вашей семье. Если ребенок слышит постоянные крики и скандалы, то вряд ли стоит ожидать от него благопристойных речей и спокойного поведения. Старайтесь найти по возможности спокойные способы выяснения отношений и решения проблем внутри семьи.
3. Ксенофобные дети, как правило, не умеют сочувствовать другим, жалеть, вставать на их позицию, то есть у них снижен уровень эмпатии. Они не знают, что такое «плохо». Кроме того, зачастую они не умеют различать свои и чужие эмоциональные состояния. Учите ребенка сочувствию, выражению чувств. Обсуждайте с ним фильмы, книги, чувства героев.
4. Ксенофобный ребенок не умеет правильно оценивать и свое состояние. Поэтому он зачастую не успевает вовремя остановить себя. Научите подростка понимать, что с ним происходит, управлять своим поведением. Для этого сначала пусть он постарается описать, какое на данный момент у него состояние и как это проявляется внешне. Если подросток научится улавливать то, что ему говорит тело, значит, он сможет вовремя остановиться. Научите его расслабляться и контролировать свои чувства.
5. Гнев, обида, раздражение – нормальные человеческие чувства, которые не стоит держать в себе. Надо научиться выплескивать их приемлемым способом:
- Найдите тот способ, который позволит подростку разряжаться от негативных эмоций. Это могут быть занятия спортом (борьба, бокс или другой вид). Еще можно снять подобное напряжение мытьем полов, окон, копанием грядок на огороде. Любая физическая работа хорошо помогает.
- Нарисуйте для подростка «Лист Гнева» (шутливый рисунок). И если он почувствует приступ – пусть разорвет его на мелкие кусочки, вложив в это действие все чувства. Это поможет ему немного охладить свой пыл.
- Иногда может помочь и уместная шутка (только вы должны быть уверены в своем ребенке, в том, что это не обозлит его еще больше).
- Переведите отрицательную энергию в позитив. Он чувствует желание кого-нибудь поколотить, разрушить – подключите его к ремонту, туда, где надо что-нибудь сломать.
- Чаще всего гнев направлен на человека другой национальности и ли культуры. Покажите подростку, как можно выяснить отношения, не задев его чувства, не оскорбляя и не критикуя. Объясните своему ребенку, что так справляются со своим гневом и другими отрицательными эмоциями взрослые. И он уже достаточно вырос, чтобы вести себя так же.
6. Любой подросток нуждается в понимании и одобрении, терпеливом отношении к его взрослению.
- Будьте внимательны к потребностям ребенка. Ведь его жестокость как раз и говорит вам о том, что ему чего-то недостает, что он испытывает внутренний дискомфорт. Постарайтесь помочь ему справиться со своими негативными ощущениями и эмоциями. Понимая своего ребенка и принимая его, вы измените к нему свое отношение. А, изменив себя, вы тем самым измените и его поведение. Помните, что избавление от агрессивности – долгий путь. Соберите все свое терпение – только так вы сможете помочь своему ребенку.
Сравнительный анализ психофизиологических ресурсов развития ребенка
младшего школьного возраста и младшего подростка
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребёнка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребёнка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собст ...
Лабораторная работа № 6
Тема: Проблема человека в психологии
Методика: Направленность личности.
Цель: Определить доминирующую направленность личности.
Оборудование: ориентировочная анкета, содержащая в себе 27 утверждений, лист для ответов, "ключ" обработки данных.
Направленность личности включает в себя следующие виды отношений человека: а) отно ...
Описание исследования
В ходе проведения исследования были получены следующие данные.
1. Как показало анкетирование (вопросы анкеты в приложении 1):
1) Из 15 опрошенных - 15 смотрят телевизор каждый день в среднем по 4,5 часа. А это 100%.
2) Из 15 опрошенных, 12 учеников смотрят сериалы. А это 80 %. 8 из 12 опрошенных назвали более одного сериала. Большинс ...