Особенности ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями
зренияСтраница 1
Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей.
У детей с нарушениями зрения очень затруднено восприятие окружающего мира, которое имеет большое значение в общем развитии и обучении данной категории детей. Поэтому работу над ориентировкой в пространстве нужно начинать с ребенком как можно раньше, с дошкольного возраста.
Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношении. Нарушение глазодвигательных функции вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т.д.).
Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.
В дошкольных образовательных учреждениях Челябинска были проведены исследования состояния ориентировки в пространстве у дошкольников с 4 до 7 лет с косоглазием и амблиопией и нормальным зрением (Л. А. Дружинина).
Для этого использовались диагностические методики, разработанные Л. А. Венгером, Н. Н. Поддьяковым, Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной, Е. Н. Подколзиной и другими авторами, с некоторой их модификацией. Детям были предложены задания, по результатам выполнения которых представилась возможность определить уровень их ориентировки в пространстве. По содержанию задания соответствовали возрастным возможностям детей с 4 до 5 лет, с 5 до 6 лет, с б до 7 лет.
Детям 4 — 5 лет было предложено 29 заданий:
- Составь Петрушку, обозначь пространственное расположение частей тела: где правая рука, левая нога, где находится голова.
- Что наденем в гости? Назови одежду, ее детали и обозначь пространственными
терминами.
- Магазин «Игрушки». Определи и дай объяснение, где находится игрушка, какая игрушка справа, какая — в центре.
- Определи и назови форму предмета по образцу. Найди и покажи предметы, в которых ты видишь квадратную форму (и так далее).
- Назови предмет по величине, используя термины «длинная — короткая лента», «большой — маленький мячик», «высокая — низкая пирамидка», «широкая — узкая полоска», «толстый — тонкий столбик».
- Найди и назови с помощью осязания разные поверхности (гладкая, шероховатая, ворсистая).
- Поставь игрушку, куда попросил педагог, поставь в центр стола, справа, в верхний левый угол (и так далее).
- Сделай шаг вперед (назад). Что от тебя слева (справа), что вверху (внизу)? Детям 5 — 6 лет в данной серии было предложено 20 заданий:
- Назови части своего тела и обозначь, где они расположены: где находится голова, а где ноги (и так далее).
- В специально подготовленной обстановке назови, что и где находится вокруг тебя, где стоят игрушки, лежат книги.
- Подбери предметы к геометрической фигуре. Какие предметы похожи на квадрат, круг, прямоугольник, треугольник (и так далее)?
- Определи величину предмета с помощью словесной инструкции, покажи самый маленький предмет и самый большой.
- Положи предмет, куда я скажу, назови его местоположение. Где стоит машина, где сидит кукла?
- Расставь мебель так, как показано на схеме.
- Изобрази схему расположения игрушек на столе.
Детям 6 — 7 лет в данной серии было предъявлено 17 заданий:
- Расскажи, что вокруг тебя, что замечаешь в комнате.
Раздражители и реакции. Раздражители
Раздражители могут пробуждать в нас те или иные пережитые события и чувства. Тот или иной настрой определяет вид реакции. Находясь в приятной компании, мы реагируем на раздражитель иначе, чем если бы мы оказались в напряженной обстановке. Наше чувство, возникающее в ответ на раздражитель, складывается из двух компонентов: настроения и д ...
Биофизическое развитие
человека
Возрастная периодизация
Стадия
Возраст
Особенности
младенчество (1)
0
– 1
Главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кише ...
Занятие 10
Цель: формирование единства в поведенческой сфере: развитие навыков и умений взаимодействия, сотрудничества, согласованности действий в решении групповых проблем.
Ход занятия:
Приветствие участниками друг друга Основная часть Подведение итогов занятия.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 упражнение.
Деловая игра “Потерянный город” ...