Виды речевых процессов
Страница 1

Видовая классификация речевых процессов связана с их модальностью и степенью активности информанта.

На рисунке 1 обозначены различные секторы, обладающие относительной автономностью и иерархической соподчиненностью по сравнению с другими. Так, нижний левый сектор - слушание, или аудирование, речи - является ведущим во всей структуре. Именно здесь формируются первые перцептивные эталоны, позволяющие человеку различать звукокомплексы между собой и соотносить с ними различные объекты окружающего мира. Длительное вслушивание в сменяющие друг друга звуковые обозначения приводит к умению дифференцировать их между собой, узнавать, соотносить с ними объекты и явления мира. Конечная цель слушания - это понимание речи даже в условиях помех, частичного искажения, пропусков, появления незнакомых обозначений. В психоакустических исследованиях существуют даже разные зависимости между уровнями разборчивости речи и ее понимания, причем Понимание требует больших усилий от информанта. Как видно на рисунке, с улучшением акустических условий и разборчивость речи (все равно, на каком языке), и ее понимание повышаются, но кривая понимания характеризуется не только и не столько акустическими характеристиками, сколько психолингвистическими свойствами. Та же китайская речь будет совершенно не понятна для человека, не знающего этот язык, даже при идеальных условиях предъявления. Речь будет понятна при появлении знакомых звукокомплексов, поступающих к слушателю не в максимально быстром темпе, а в темпе собственного говорения, при сочетании этих комплексов в знакомые грамматические конструкции, при достаточной логической связи этих конструкций между собой - сумбурную речь с торопливым перескакиванием с одной темы на другую понять очень трудно. как удалить ярлык на андроиде

Рисунок 1.

АКТИВ

Прямокутний трикутник: говоре 
ние

Прямокутний трикутник: чтениеПрямокутний трикутник: аудирова ниеСЛУХ ЗРЕНИЕ

ПАССИВ

Очень важна для хорошего понимания речи собственная позиция слушателя: его внимательность, заинтересованность в усвоении информации, умение сосредоточиться именно на ней, а не на собственных проблемах, объективность в процессе слушания (мы часто просто перестаем слушать, отмахнувшись от неавторитетного, с нашей точки зрения, говорящего). Умение внимательно, заинтересованно слушать очень часто входит в круг профессиональных обязанностей, например, руководителя при беседе с подчиненным. Через акустический речевой канал идет большой поток информации, зачастую более ценной, чем через зрительный, поскольку она более непосредственна, меньше поддается сознательному контролированию и потому оказывается более достоверной. Японские специалисты по менеджменту, например, очень большое внимание уделяют не только собственно речевой информации - что именно сказано, но и паралингвистической - как сказано, каким тоном голоса, с какими акцентами и паузами.

Экспериментально было подсчитано, что примерно 8 человек из 10 слушают с большими потерями информации. На деле получается совсем не так просто: "Я сказал то, что хотел, он понял то, что я сказал". Чаще всего наблюдаются варианты: "Я могу сказать не так и не то, что хотел, и вы поймете совсем не то, что я хотел вам передать". Потери составляют 70-80%, если учесть к тому же, что способствует потере информации и плохая память, особенно у пожилых. Хороший слушатель - это всегда доброжелательный, внимательно относящийся к своему собеседнику и его речи, особенно к содержанию, умеющий понимать подтекст, активно поддерживающий говорящего выражением своего лица, позой, мимикой, не перебивающий своего собеседника и не торопящийся навесить на него ярлык. Попробуйте вспомнить, охотно ли говорят с вами, а также кто больше говорит во время разговора - вы, ваш собеседник или оба поровну.

Страницы: 1 2 3 4


Возрастные особенности детей подросткового возраста, склонных к дисгармоничному развитию личности
Подростковый возраст не случайно называют «сложным», «критическим», «кризисным». В этот период перехода от детства к взрослости происходит качественный скачок в развитии психики: осознание своей индивидуальности, становление устойчивого представления о себе («Я» – образ), формирование самопознания. Происходит как бы рождение личности че ...

Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение. Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания
Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характерис ...

Анализ и интерпретация результатов
На первом этапе исследовалось стиль педагогической деятельности преподавателей и эмоциональное выгорание по методикам М.Бойко и методике определения стиля руководства трудовым коллективом. По методике М.Бойко, были получены следующие результаты Таблица 2.1 № п/п Испытуемые напряжение резистенция истощение 1 Ма ...