Формализованные методикиСтраница 6
в) проективная техника
Это группа методов, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методов является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и так далее. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и тому подобное. В этой группе методов ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методов относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.
Эти методы носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.
Принято различать следующие группы проективных методов:
· метод структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;
· метод конструирования: создание из деталей осмысленного целого;
· метод интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;
· метод дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;
· метод катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;
· метод изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;
· метод изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.
г) психофизиологические методы
Психофизиологические методы диагностируют природные особенности человека, обусловлены основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Теплова – Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название дифференциальная психофизиология.[1] Эти методы имеют ясное теоретическое обоснование – психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.
Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости и так далее).
Одна из черт психофизиологических методов, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду. Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь дает в конечном счете оценочное заключение: один испытуемый выше или лучше другого, один ближе к нормативу, другой дальше. Оценочный подход имеет место и в некоторых личностных тестах, опросниках, правда, не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные человеческие достоинства или констатировать их отсутствие. Диагностические психофизиологические методы не претендуют на оценку, поскольку нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других – с другими.
Программа по снятию агрессии
Программа снятия агрессии.
Агрессия – это есть активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение «ущерба человеку или предмету».
Данная программа направлена на индивидуальную работу с Бабушкиным Никитой 4 года, посещающим среднюю группу детского сада №2 «Светлячок» города Вятские Поляны. Основная цель програм ...
Виды и средства общения
Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.
Непосредственное общение - это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение может быть формальным и межл ...
Понятие общения. Функции общения. Структура общения
Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. 1. Психологически ...