Формализованные методики
Страница 6

в) проективная техника

Это группа методов, предназначенных для диагностики личности. Для них характерен в большей мере глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных ее черт. Наиболее существенным признаком проективных методов является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и так далее. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и тому подобное. В этой группе методов ответы на задания также не могут быть правильными или неправильными; возможен широкий диапазон разнообразных решений. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методов относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

Эти методы носят в основном индивидуальный характер и в большей своей части бывают предметными или бланковыми.

Принято различать следующие группы проективных методов:

· метод структурирования: формирование стимулов, придание им смысла;

· метод конструирования: создание из деталей осмысленного целого;

· метод интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации;

· метод дополнения: завершение предложения, рассказа, истории;

· метод катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях;

· метод изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему;

· метод изучения импрессии: предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

г) психофизиологические методы

Психофизиологические методы диагностируют природные особенности человека, обусловлены основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Теплова – Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название дифференциальная психофизиология.[1] Эти методы имеют ясное теоретическое обоснование – психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.

Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости и так далее).

Одна из черт психофизиологических методов, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду. Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь дает в конечном счете оценочное заключение: один испытуемый выше или лучше другого, один ближе к нормативу, другой дальше. Оценочный подход имеет место и в некоторых личностных тестах, опросниках, правда, не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные человеческие достоинства или констатировать их отсутствие. Диагностические психофизиологические методы не претендуют на оценку, поскольку нельзя утверждать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других – с другими.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Типологии личности.
Типология уходит корнями в историю шестидесятилетней давности, когда К. Юнг высказал мысль о том, что поведение человека носит неслучайный характер. По его мнению, разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано и формируют основу индивидуальности [2,13]. Именно эти предпочтения определяют си ...

Комплекс занятий в бассейне на снижение тревожности
В течение 20 недель 15 человек, которые были отобраны в экспериментальную группу (согласились заниматься акватренингом), посещали занятия в бассейне. Цель акватренинга: Снизить ощущение тревожности у беременных женщин через придание будущим мамам уверенности в том, что они физически и психологически подготовлены к родам. Комплекс заня ...

Факторы, от которых зависит уровень репродуктивного здоровья индивида
Уровень репродуктивного здоровья зависит от: - репродуктивного потенциала человека; - совместимости партнеров; - половой культуры, понимания феномена мужчины и женщины; - грамотного регулирования деторождения Разные индивиды имеют разный исходный, определенный природой репродуктивный потенциал. Он связан прежде всего с наследственн ...