Сравнительный анализ сказок, выполненных студентами музыкального и
психологического факультетов.Страница 1
Следует отметить следующие особенности в написании сказок у студентов. В исследовании принимали участие только девушки, в сказках же идентификация с противоположным полом наблюдается в 70% случаев (8 из 10 рассказов у музыкантов; 6 из 10 у психологов). Но мы можем говорить лишь об описательном моменте данного феномена, так как качественный анализ этого явления не встречается в литературе. Следует отметить, что в ТАТ свидетельством нормальной, устойчивой психосексуальной позиции является идентификация испытуемого со своим полом в 50-70% рассказов. Но так как в нашем случае мы имеем только одну сказку от каждого испытуемого, то мы не можем говорить об особенностях психосексуальной идентичности. Хотя можно предположить, что эти испытуемые склонны к эмпатическому пониманию партнера противоположного пола. Но данное явление может служить и подтверждением сформировавшихся в обществе установок (многие формы слов употребляются только в мужском роде; до недавнего времени в книгах частота изображения мальчиков в несколько раз превосходила таковую девочек и др.) Хотя данное явление может быть обусловлено формулировкой задания (нарисовать несуществующее животное), которая провоцирует у большинства испытуемых возникновение образа животного мужского рода.
Логика построения сюжета, словарный запас не зависят от принадлежности испытуемого к той или иной группе, данные показатели индивидуальны.
Следует начать с названий несуществующих животных. Во всех рисунках они различны, но следует отметить некоторое сходство в преобладании видов названий у психологов, как группы, так и у музыкантов. Уменьшительно-ласкательные названия у психологов встречаются в 6-ти случаях: Лесик-Калесик, Лапуська, Малышка, Клепа, Кошарик, Пумпусик; т.е. больше чем в 1/2 рассказов, при этом представляют собой подлинно ласкательные названия, без иронического оттенка, что можно интерпретировать как доброжелательное отношение к окружающим, определенную степень открытости, непосредственности и доверчивости. В то время как у музыкантов, они встречаются лишь в 2-х рассказах (1/5 рассказов): Капик, Пузочесик, причем первое в большей степени свидетельствует о рациональности (Капик - производное от капли, само животное изображено в форме капли); а второе об иронически-снисходительном отношении к окружающим. У музыкантов же в большей части рассказов (60%) встречаются названия, которые в большей мере можно отнести к рациональным с оттенком научности: Этлания, Облакиня, Бентон, Склинфы, Серенадун (производное от «серенада»), Капик, - что можно трактовать как конкретную установку при ориентировке и адаптации, а также направленности на демонстрацию собственного разума и эрудиции. Это, возможно, является защитной реакцией студентов на устоявшееся в обществе мнение о людях творческих профессий, как подвластных эмоциям, импульсам.
По сравнению с музыкантами, у психологов снижена продуктивность рассказов. Мы приводим таблицу количества слов. Первый столбец количество слов в рассказах музыкантов, а второй – психологов.
Количество слов в рассказах
Музыканты |
Психологи |
168 |
145 |
309 |
154 |
180 |
78 |
251 |
169 |
220 |
58 |
322 |
121 |
15 |
174 |
148 |
60 |
181 |
116 |
244 |
329 |
Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения
Гнев, как и страх, и другие эмоции, выполняет функции адаптации человека к окружающей среде.
Гнев, как у животных, так и человека, направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели, отдыха, получения приятных впечатлений и т.д. Поэтому не каждое проявление агрессии может считаться нарушением. Гнев – ситуативная реакция, ...
Перечислить принципы формирования психического здоровья ребенка
1. Профилактика "стресса рождения"
2. Здоровая психоэкология в семье, школе, обществе ровесников
3. Наличие развивающей среды и конкретных наставников
4. Профилактика психокомплексов и неврозов
5. Особое внимание к психическому здоровью ребенка в критические периоды развития ...
Основные критерии духовного здоровья
Основным критерием духовного здоровья является любовь как внутреннее состояние и глубинное отношение ко всему: к себе, к другим людям, к жизни, т.е. ощущение изначальной самоценности всех и всего в мире. При этом на уровне поведения, возможна обратная связь по поводу приятных или неприятных действий, состояний, отношений других людей, т ...