Изучение семьи как необходимого условия гармонизации характера подростков. Описание методик исследованияСтраница 2
В опроснике АСВ диагностируется следующие нарушения семейного воспитания:
1. Уровень протекции – сколько сил, уделяют родители воспитанию ребенка:
1) гиперпротекция (чрезмерная) – шкала Г+;
2) гипопротекция (недостаточная) - шкала Г-.
2. Степень удовлетворения потребностей – в какой –то мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных:
1) потворствование (стремление родителей к максимальному и не критическому удовлетворению любых потребностей ребенка) – шкала Y+;
2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению любых потребностей ребенка) – шкала Y-.
3. Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:
1) чрезмерность требований – обязанностей представляет риск психотравматизма – шкала Т+;
2) недостаточность требований – обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому – либо делу – шкала Т-;
3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации – шкала З+;
4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера – шкала З-;
5) чрезмерность санкций – чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения – шкала С+;
6) минимальность санкций – упование на поощрения, сомнения в результативности любых наказаний – шкала С-.
4. Неустойчивость стиля воспитания - резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство – шкала Н.
Нарушение семейного воспитания |
Уровень протекции |
Полнота удовлетворения потребностей |
Степень предъявления требований |
Степень запрета |
Строгость санкций |
П |
У |
Т |
З |
С | |
Г+, Г- |
У+, У- |
Т+, Т- |
З+, З- |
С+, С- | |
Потворствующая гиперпротекция |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Доминирующая гиперпротекция |
+ |
+- |
+- |
+ |
+- |
Эмоциональное отвержение |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Гиперпротекция |
- |
- |
- |
- |
+- |
Повышенная моральная ответственность |
- |
- |
+ |
+- |
+- |
+ - чрезмерная выраженность соответствующей черты воспитания;
- - недостаточная выраженность;
+- - при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность или просто выраженность.
Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания.
Психическое развитие младшего школьника, готовность к обучению в среднем
звене и школьная адаптация
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.
Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке мл ...
Заключение.
Наша работа посвящена агрессивности детей и методами работы с ней. На наш взгляд это существенный вклад в практическое направление психологической работы в целом, а так же и в частности, т.к. наши упражнения являются практическим пособием для педагогов-психологов и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними. Относительно персп ...
Основные причины девиантного поведения
Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп "риска":
Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.
Морально-этический фактор девиантн ...