Изучение семьи как необходимого условия гармонизации характера подростков. Описание методик исследования
Страница 2

Информация » Влияние стилей семейного воспитания на формирование дисгармонизаций характера подростков » Изучение семьи как необходимого условия гармонизации характера подростков. Описание методик исследования

В опроснике АСВ диагностируется следующие нарушения семейного воспитания:

1. Уровень протекции – сколько сил, уделяют родители воспитанию ребенка:

1) гиперпротекция (чрезмерная) – шкала Г+;

2) гипопротекция (недостаточная) - шкала Г-.

2. Степень удовлетворения потребностей – в какой –то мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных:

1) потворствование (стремление родителей к максимальному и не критическому удовлетворению любых потребностей ребенка) – шкала Y+;

2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению любых потребностей ребенка) – шкала Y-.

3. Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:

1) чрезмерность требований – обязанностей представляет риск психотравматизма – шкала Т+;

2) недостаточность требований – обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому – либо делу – шкала Т-;

3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации – шкала З+;

4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера – шкала З-;

5) чрезмерность санкций – чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения – шкала С+;

6) минимальность санкций – упование на поощрения, сомнения в результативности любых наказаний – шкала С-.

4. Неустойчивость стиля воспитания - резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство – шкала Н.

Нарушение семейного воспитания

Уровень протекции

Полнота удовлетворения потребностей

Степень предъявления требований

Степень запрета

Строгость санкций

П

У

Т

З

С

Г+, Г-

У+, У-

Т+, Т-

З+, З-

С+, С-

Потворствующая гиперпротекция

+

+

-

-

-

Доминирующая гиперпротекция

+

+-

+-

+

+-

Эмоциональное отвержение

-

-

+

+

+

Гиперпротекция

-

-

-

-

+-

Повышенная моральная ответственность

-

-

+

+-

+-

+ - чрезмерная выраженность соответствующей черты воспитания;

- - недостаточная выраженность;

+- - при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность или просто выраженность.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания.

Страницы: 1 2 3


Социализация личности подростка в условиях современности
Подростковый и юношеский возраст[18] — это период формирования собственных идеалов и ценностей взрослеющего человека. При этом идеалы и ценности существенно влияют на его самооценку, на его психологическое здоровье. Все это происходит под влиянием различных институтов социализации. Это прежде всего общество с его культурой, традициями, ...

Психологическая характеристика следственного эксперимента.
Следственный эксперимент является сильным средством психологического воздействия на его участников, поскольку его результаты нередко наглядно свидетельствуют о возможности иди невозможности определенного явления, события, а опровергнуть их подозреваемому, обвиняемому бывает трудно. Большинство видов следственного эксперимента по своему ...

Тематическое планирование
ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ САМООЦЕНКИ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ Тема и цель занятий Коли Количество часов 1. Познакомимся поближе. Цель занятия: создание атмосферы психологической безопасности, сплочение группы, развивать навыки позитивного социального поведения . 1 ...