Методы психологического изучения личности
С точки зрения профессора, доктора педагогических наук Б. Г. Ананьева методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.
Комплексная классификация Б. Г. Ананьева получила широкую известность[4]. В ней представлены четыре группы методов, соответствующие этапам научного исследования (Приложение 2).
В первую группу входят методы организации исследования
, такие как:
§ сравнительный,
§ лонгитюдный,
§ комплексный.
Во вторую группу входят эмпирические способы добывания научных данных
, среди которых:
§ обсервационные методы – наблюдение (регистрация фактов с дальнейшим научным объяснением причин этих психологических фактов);
§ экспериментальные методы – лабораторный, полевой, естественный, формирующий;
§ психодиагностические методы – тесты (кратковременные задания, позволяющие наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности), анкеты, социометрия, интервью и беседа;
§ праксиметрические методы – приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ);
§ метод моделирования – математическое, кибернетическое и др.;
§ биографические методы – анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека;
В третью группу входят методы обработки данных:
§ методы количественного (математико-статистические) анализа (статистического обсчета, ранжирования, шкалирования и др.), которые предполагают применение математического аппарата психологии – использование различных статистических приемов и применение основных положений теории вероятностей, которые дают возможность судить о достоверности получаемых выводов, подтверждающих первоначально выдвинутую гипотезу[5];
§ методы качественного анализа – систематизации, группировки, типологизации, синтеза и обобщения (позволяет прийти к обоснованных выводам в результате исследования служебных и других характеристик личности;
К четвертой группе относятся методы интерпретации и оценки данных:
каузальный – выявление причинно-следственных связей;
структурный;
системный;
§ генетический;
§ факторный;
§ теоретически-оценочный;
§ апробационный;
§ сравнительно-оценочный.
Итак, широкое использование объективных методов психологического изучения обеспечивает высокий уровень исследований в современной юридической психологии.
Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка
Долгое время существовали различия между отечественным подходом к проблеме (стиля деятельности, активности) и зарубежным (когнитивного стиля руководства и лидерства). Если в отечественной науке изучение стиля деятельности проводилось на основе деятельностного подхода, то в зарубежной психологии это было связано с личностными факторами в ...
Факторы
формирования гэмблинг – зависимости
В случаях участия в азартных играх бывает довольно трудно определить начало становления аддиктивного процесса, так как аддикция развивается постепенно, исподволь и к ней полностью отсутствует критическое отношение.
В настоящее время представляется возможным выделить некоторые предрасполагающие факторы
, создающие повышенный риск разв ...
Концепция развития интеллекта Ж. Пиаже
Жан Пиаже - психолог, проложивший новые пути в науке. Он создал новые методы, открыл неизвестные до него законы душевной жизни ребенка. Он разрабатывал когнитивную концепцию развития ребенка, которое рассматривал как постепенный процесс, проходящий несколько стадий.
Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии ...

