ВведениеСтраница 1
Проблема психологического здоровья получила право гражданства в отечественной психологической литературе не так давно. Автором была опубликована брошюра в 1996 году «Психологическое здоровье и творческая одаренность», в которой изложена история вопроса и дано понятие термина[1]. Психологическое здоровье - это неизменно радостное восприятие жизни, адекватный ситуативный оптимизм. Если всем весело и радостно, а один все время чем-то недоволен и разрушает общую радость - он или болен, или потерял понимание сути происходящего. Различение границ добра и зла, интерес ко всему жизненному, конструктивному, эмоционально позитивному, понимание не только себя, своего движения и своих желаний, но ощущение обстановки, понимание других людей - это здоровое отношение к себе и своему бытию. Психологическое здоровье - это развитость функций организма, относительно успешное взаимодействие со средой обитания, способность реализовывать себя на началах ответственного разума, добра и созидания, это постановка перед собой доступных целей, нахождение соответствующих им средств осуществления, поиск смысла бытия.
Психологическое здоровье личности уходит своими корнями в раннее детство, когда зарождается ее ядро, называемое в науке по-разному: психологическое (И.М. Сеченов, Ш. Бюлер, Л.К. Кондаленко), психо-духовное Ф.М. Достоевский), психолого-нравственное (Дж. Хэдфильд). Разумные нравственные родители способны «зарядить» ядро личности ребенка такой силой энергии, жизнеспособностью и умением реализовывать свои потенциальные возможности и стремления, которые могут сопутствовать ему всю сознательную жизнь, одухотворяя творческие процессы даже в глубокой старости.
Трудно оценить роль психологически здоровой и сильной матери в формировании внутреннего мира растущего человека, в развитии его жизненных и творческих сил.
Однако сильная женщина не должна подавлять волю ребенка, особенно сына, делая из него бесхарактерного слабого индивида, вялого и инертного, безответственного и 6езынициативного - психологически нездорового. У всех великих и гениальных личностей были удивительные матери. Истинная мать заботится о формировании интересом ребенка, прививает ему познавательный вкус, любовь к жизни, развивает его двигательные функции, напряженное внимание и наблюдательность, умение размышлять и созерцать, делать выводы и держать свое слово, желать и исполнять задуманное. Она учит поступать будущего мужчину по-мужски, по-граждански; будущую женщину по-женски, развивая внутренние потребности быть матерью и хозяйкой дома.
Человек рождается с минимумом инстинктов. Чтобы их развить и закрепить, следует их «вызвать» к жизни, подействовать на них извне. Любая возникшая реакция нуждается в закреплении, одобрении и поддержке словом, действием, намеком, жестом. Умение сдерживать себя, задерживать свои акты, останавливать свое движение - это вторая сторона воспитания, о которой забывают родители и педагоги. Ее также нужно «оживить» и заставить служить ребенку. Не научившись управлять собой в детстве, человеку трудно будет учиться самоуправлению в зрелые годы.
Первый социальный урок преподается младенцу колыбельной песней и маленькими беседами-приговорами задолго до того, как ему исполнится год. Мать, бабушка или отец вводят ребенка во взрослый мир через понятные образы и смыслы бытия, через интонирование различных мелодических тем, звучание и значение слова, показ картин природы, обращение внимания на те или иные явления. Далее следует постоянное общение дитя с матерью и другими близкими людьми в беседах и играх, во время пения песен, чтения и рассказывания сказок, историй, детских книг, во время совместных трудовых занятий по дому. Речевая грамотность, умение слушать и слышать, что говорят взрослые, адекватно реагировать на сказанное, если с речью обращаются к ребенку; умение ходить, не спотыкаясь, не раскачиваясь, не падая, не задевая окружающих; умение разумно пользоваться своими руками, не хватая по пути, что попадется под руку, не срывая листву с куста, цветы с клумбы - важные составляющие психологического здоровья ребенка, которое во многом зависит от условий семейного воспитания.
Функции эмоций
Для чего же нужны эмоции? Возможно, было бы лучше без них? Они, наоборот, очень мешают жить, а сформированный навык осуществляется вообще без участия эмоций, они могут только отодвинуть от достижения заданной цели. Отрицательное их влияние было доказано не только у человека, но и у животных. Хорошо известно, что стадо животных, охваченн ...
Особенности родительского отношения к часто
болеющим детям
Представления ребенка об окружающем мире и, в частности, о болезни отражают мировоззрение родителей. В еще большей мере это относится к чувствам. Среди возникающих у родителей чувств могут быть переживания вины за развитие заболевания, негодование из-за поведения ребенка, приведшего к болезни, отчаяние в связи с кажущимся или реальным п ...
Теоретическое изучение проявления эмоционального выгорания в педагогической
деятельности. Проблема эмоций в жизни человека
Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление опосредствованно отражает связи и отношения между п ...