Специфика подросткового возрастаСтраница 1
Основные противоречия как источник развития личности подростка Любая возрастная периодизация базируется на нескольких основаниях. У социологов - на изменении общественного положения и социальной деятельности личности, причем акцент делается скорее на особенностях подростков как социально-демографической группы. Психологов прежде всего интересуют психологические изменения - в личности и деятельности. Педагогический подход к подростку связан с содержанием воспитания и обучения на данном этапе развития.
Начало и окончание подросткового возраста психологи определяют по - разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода считают, что начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов. [23,c.156]
Первый, инфантильный (детский, предпубертатный), начинается 8-9 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и 13 - у мальчиков. По данным Т.Д. Марцинковской, в этот период медленно изменяется деятельность щитовидной железы и гипофиза. [15, c. 20]
На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12-14 лет.
Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидных желёз внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. В это время происходит бурный рост трубчатых костей, около 10 см в год, формирование грудной клетки. Кажется, что вытянутая фигура подростка непропорциональна, а координация движений нарушена. Но подростки очень чувствительны к физическому развитию, пластичны, умеют быстро развить у себя спортивную форму. На этом этапе растут сердце и легкие, увеличивается объем последних. Появляются боли в сердце, так как изменяется его работа, кровеносные сосуды растут медленнее, поэтому артериальное давление становится нестабильным. Результат этого - частые головные боли и повышенная утомляемость. Недостаточное насыщение мозга кислородом приводит к торможению и как следствие к изменению функционирования психических процессов, уменьшению объема внимания; способность удерживать в поле зрения несколько объектов одновременно, снижению скорости его переключения; умение перенести внимание с одного объекта на другой, к снижению способности распределения внимания и его концентрации, умение работать сосредоточенно. [25, c.95]
На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. У мальчиков они влияют на рост тела, созревание половых органов и появление вторичных половых признаков - мутация голоса, оволосение. У девочек устанавливается менструальный цикл, также происходит развитие половых органов, которые готовы к оплодотворению, беременности, кормлению ребенка.
К пятому этапу, в 15-17 лет, окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Таким образов девочки достигают половой зрелости в среднем на 18-34 месяца раньше, чем мальчики. Собственно говоря, этот этап в отечественной психологии считается началом юношеского возраста.
Одна из классификаций, основанная на биологических факторах принадлежит 3. Фрейду. Возраст 12-15 лет - это период пубертата, т.е. именно тот период, когда происходит половое созревание. Для данного уровня развития характерны влюбленность, усиливается возбудимость и повышается сексуальная активность. На этой стадии требуется более полное удовлетворение сексуального инстинкта.
Основатель психоанализа терпимо относился к сексуальной свободе, а пассивность, свойственная начальному школьному возрасту - может привести к психическим травмам. Конфликты в более позднем возрасте связаны со следами сексуальных конфликтов у подростка. Все напряжение энергии либидо проявляется в тревоге, так как подросток не способен справиться с внутренним и внешним возбуждением. Тревога помогает подростку сформировать защиту своего “Я".
Э. Эриксон, последователь 3. Фрейда, больше внимания обращал на социальные и культурные факторы, влияющие на процесс развития подростка.
Фрейд был убежден в значимости первых 6 лет жизни ребенка и родителей, но личность, согласно представлениям Эриксона, более податлива и формируется на протяжении всей жизни под влиянием друзей, семьи и общества в целом. Возраст 6-14 лет Эриксон относит к позднему детству, а 14-20 - к юности.
Физиологические изменения влияют на психологическую и социальную зрелость, которые могут не совпадать. Это несовпадение стало точкой отсчета начала и окончания подросткового возраста, легло в основу разных оценок подростка и подростковой периодизации.
Так, психологическую зрелость Е.И. Исаев определяют как кризис отрочества и становление субъекта социальных отношений в 11-14 лет.В. В. Давыдов считает, что подростковый период начинается с 10 лет и заканчивается в 15 лет. Характерная черта этого периода - общение на основе различных видов общественно полезной деятельности, благодаря которой у подростков формируются осознанные нормы поведения, умение строить и регулировать общение, способность оценивать свои действия, опираясь на мнения одноклассников. Психологическая зрелость позволяет подростку осознавать себя, принимать решения, соотносить реальное, возможное и вымышленное.
Сознание
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности (рис. 5).
Рис. 5 - Функции, свойства с ...
Основы деятельности социального работника с несовершеннолетними с
противоправным поведением. Психолого–педагогическая характеристика несовершеннолетних с
противоправным поведением
Преступность несовершеннолетних, будучи обусловлена общими причинами преступности в нашей стране, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения; с обстоятельствами, способствующими совершению правонарушен ...
Факторы, способствующие дисгармонизации характера подростков
Огромное значение в плане дисгармонизации характера подростков в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания:
- реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;
- характер отношений между родителями и детьми в целом;
- уровень семейной гармон ...