Формы трудностей взросления подросткаСтраница 3
Одиночество можно классифицировать по уровням взаимодействия подростка с окружающим миром, по временной протяженности и происхождению. По первому параметру одиночество может быть физическим, одиночное плавание; коммуникативным, нахождение среди незнакомых людей; эмоциональным, при отсутствии близких людей; духовным, при отсутствии единства взглядов, несмотря на контакты с людьми.
По временной протяженности одиночество может быть эпизодическим и хроническим, а по происхождению - вынужденным и добровольным.
О. Б Долгинова в своих исследованиях определили типы одиночества:
у "холодных, аутичных" подростков отмечено низкое стремление к принятию и высокий страх отвержения. Эти подростки уходят от реального общения, не умеют себя выразить.
"застенчивые, робкие" с высоким стремлением к принятию и высоким уровнем отвержения стремятся к общению и боятся его. Эти подростки переживают глубокий внутренний конфликт, они неуверенны в себе, а социальные навыки развиты у них плохо.
"вредные подростки" скрывают свою враждебность.
Одиночества появляется как ощущение ограниченности и неполноты контактов с другими. Подросток может сам этому способствовать, демонстрируя свою необычность Могут повлиять на появление одиночества обстоятельства. Однако в любом случае оно должно быть в поле внимания взрослых, которые сами иногда и провоцируют его возникновение.
Одиночество имеет несколько аспектов; низкий психологический статус, отчуждение, неприкаянность, часто появляющаяся скука, проявляющихся во времени, содержании и видах, коммуникативный, духовный. Для каждого подростка одиночество имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяющую осмыслить свой внутренний мир.
Раньше предполагалось, что подростки не могут, как говорится, впадать в депрессию, потому что у них отсутствуют эмоциональные и когнитивные предпосылки. Причины возникновения депрессивных состояний подростков разные - от реакций на стрессовые ситуации до стойких страхов нарушить социальное поведение.
Развитию депрессивных состояний часто предшествуют негативные события, такие как развод родителей, смерть одного из них, смерть друга или гибель любимого существа. При этом депрессии усиливаются, если заботы и внимания к подростку становится меньше, если с ним начинают обращаться жестоко. [26, c.59]
Суицидальные фантазии и намерения подростков - прямое продолжение их депрессивных состояний.
При обострении депрессии активность подростка резко снижается, а затем наступает полное бездействие.
В России всплеск самоубийств приходится на времена перемен. Он связан с отсутствием стабильного заработка или работы. Непонимание со стороны близких, их садистское отношение, арест в результате отклоняющегося от юридических норм поведения - психологические причины самоубийств подростков. В последнее время к самоубийству приводит употребление подростками психоактивных веществ, и посещение сект.
У девочек-подростков желание уйти из жизни часто связано с неразделенной любовью. Нереальность жизненных намерений и целей, которые ставят подростки, также провоцируют желание свести счеты с жизнью.
Таким образом перемены настроения у подростка зависят от физиологических факторов. Одиночество имеет несколько аспектов; низкий психологический статус, отчуждение, неприкаянность, часто появляющаяся скука, проявляющихся во времени, содержании и видах, коммуникативный, духовный. Для каждого подростка одиночество имеет личностную значимость, а иногда и ценность, позволяющую осмыслить свой внутренний мир. Суицидальные фантазии и намерения подростков продолжение депрессивных состояний. Поэтому огромное значение имеет психологическое состояние подростка и воспитание в семье.
Понятие социальной психологии и ее место в системе психологических наук
Возникла на стыке наук психологии и социологии. Объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. Запросы на социально-психологические исследования следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитан ...
Психокоррекционные возможности
сказкотерапии. Возрастная динамика
использования психокоррекционно-развивающих функций народных сказок.
Как мы уже говорили, сказкотерапия удобна в работе с людьми разного возраста. Следует подробнее остановиться на специфичности применения сказки на разных возрастных этапах. В преднатальный, натальный и постнатальный период (до 3 лет) рекомендуется использование распевного, плавного чтения сказок с убаюкивающей интонацией, способной успо ...
Виды и средства общения
Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.
Непосредственное общение - это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. Непосредственное общение может быть формальным и межл ...