Потребности подростка в общении со сверстниками и взрослыми
Страница 1

Информация » Причины конфликтов подростка и взрослого » Потребности подростка в общении со сверстниками и взрослыми

Потребность реализовать себя в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности. Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым являются главными в общении подростка. В связи с этим отношения с учителями, родителями и сама учебная деятельность могут быть отодвинуты на задний план. Все то, что не нравится родителям в друзьях, вызывает бурный протест и негодование. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят.

Дружба между подростками складывается в основном по половому признаку, но через определенное время в подростковые объединения включаются и ребята противоположного пола.

Артур Владимирович Петровский писал, что в общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредуются ее содержанием и ценностями.

В дружбе подросток начинает определять ориентиры, жизненно важные для его поведения, постоянно сверяя то, что он делает, с тем, что от него ждут другие. Он думает, как привести свои мнения, чувства или поступки в соответствие с уже принятыми группой. Поэтому оказывается, что конкретная личность - это то, что есть не для себя, а для других, поскольку только через других личность обретает себя и в других она продолжается и живет. Удовлетворяя свою потребность в других людях, человек отражается в 20

них. Важно и то, что в группе возникает феномен возложения ответственности.

Это устойчивая позиция личности, связанная с признанием правомерности другого наложить санкции в форме одобрения либо наказания за успех или неудачу совместного мероприятия. Если в группе сплоченность низкая, то неудача приписывается другому, если же высокая, то личность становится причастной к успеху, которого добились все.

Дружба с конкретным другим возникает по разным причинам. Если в значимой группе, с которой общается мальчик, ценится сила, выносливость, ловкость, то он объединяется с ребятами, имеющими эти физические качества. Дружба в этом случае будет иметь как бы "пристройку снизу вверх". Такая дружба способствует тому, что мальчик будет заниматься физическими упражнениями или спортом. Он чувствует себя защищенным. Такая дружба основана на внушаемости. Подросток хочет быть таким же, как другие. Поэтому подражает более сильному в одежде, манере держаться и разговаривать Еще один вариант: подросток стремится к ребятам, которые ценят его за какое-то качество (знания, умения что-то изобретать). Его личность становится ценной для других и он чувствует себя нужным. Такая дружба развивает навыки командования. Подросток становится увереннее и ощущает себя лидером. Дружба в этом случае имеет "пристройку сверху вниз". Взаимодействие ребят при этом происходит в форме доминирования. Один диктует свои правила, другие должны подчиняться. Третий вариант подростковой дружбы: оба имеют одинаковый потенциал и становятся лидерами. [5, c 126]

Направленность личности подростков в общении определяется энергетическим потенциалом. Чтобы перейти на новый этап развития, подростку надо что-то преодолеть. Преодоление смирения является основным источниками активности личности подростка. Эта активность иногда слабо контролируется сознанием, в ней много разрушительного. Когда подросток предпринимает какие-то экстремальные действия или хочет поразить кого-то, чтобы обратить на себя внимание, то чаще всего результат бывает негативным и сказывается на его дальнейшей жизни.

Подростку следует учитывать значимость своих потребностей и их силу. Он относится к действию группы сверстников в зависимости от оценок, взглядов и убеждений, которые в ней приняты. Если группа вынуждена отказаться от этого, возникает конфликт, приводящий одних к конформности, а других - к стремлению действовать в соответствии со своими внутренними установками.

Конструктивна дружба в том случае, если ребятам комфортно друг с другом, они чувствуют себя уверенно и спокойно, не переходят границы разумного риска, соблюдают общественные правила поведения, лучше учатся, сохраняют близость и взаимопонимание с родителями, не имеют криминальных или эротических тайн. Это не значит, что подростки должны иметь симбиотическую связь с родными, что у них нет своего, отличного от взрослых, внутреннего. Особенность подростковой дружбы, содержащей иной уровень отношений, в том, что в ней есть обет молчания, дополнения, терпения, согласия, слияния друг с другом.

Особое внимание уделяется дружбе между подростками разного пола, которая может перерасти в интимные отношения. Эти отношения могут возникнуть тогда, когда взаимодействие в окружении сверстников становится особенно тесным. Свидания выполняют несколько функций: отдыха, социального экспериментирования; возможность узнать ближе человека противоположного пола, научиться полезному взаимодействию, повышения статуса, товарищества, близости; установление близких значимых отношений с человеком противоположного пола, интимных отношений, проекции семейных отношений. [12, c.105]

Страницы: 1 2


Занятие 7
Цель: Сплочение группы Ход занятия: Приветствие участников, разминка, снятие напряжения. Основные упражнения, направленные на сплочение группы. Подведение итогов, обсуждение занятия. 1 упражнение. Ритуал приветствия. 2 упражнение. Упражнение "Ливень" Цель: игра расковывает, расслабляет, помогает снять напряжение, актив ...

Понятия «СМИ» и «Культура»
Сре́дства ма́ссовой информа́ции (сокращённо «СМИ», также — масс-медиа) — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации[16]. В современной социологии по отношению к СМИ используется термин «средства массовой коммуникации», ...

Методика проведения игр
В ряде игр встречаются элементы, связанные с различными движениями туловища, головы, рук, а также с бегом, прыжками, преодолением препятствий. При этом в работу включается сердечно – сосудистая и дыхательная системы, укрепляется двигательный аппарат. Такие игры оказывают общее влияние на формирование основных двигательных качеств, но пр ...