Специфика агрессивного поведения детей.Страница 4
).Агрессивные формы поведения могут сами себя усиливать, то есть обладать тенденцией самостоятельной эмуляции. Отсюда - объяснение подростков некоторых асоциальных действий: чувство "радости преодоления опасности", полученное в процессе совершения кражи.
Ребенок 5-7 летнего возраста существо преимущественно эмоциональное и именно по этой причине основными показателями его психического развития в норме служат характеристики эмоциональной сферы, отражающие направленность его переживания и активности.
Так Л.С. Славина отмечает, что отрицательные аффективные переживания несут в своей основе неудовлетворенность каких-либо важных для ребенка потребностей или конфликт между ними. Особенно часто эти переживания возникают в том случае, когда неудовлетворенность притязания ребенка в областях, имеющих для него большое значение (59).
Однако наблюдаемая в сфере взрослых тенденция упрощенно воспринимать процесс включения ребенка в мир социальных отношений, приводит к тому, что взрослый лишает малыша права на так называемые негативные эмоции или формы поведения (гнев, страх, агрессия и т.д.). Анализируя фантазии в детском возрасте, С.А.Завражец отмечает, что, являясь наиболее сильными травмирующими факторами, физические наказания ребенка и разрыв с объектом любви - переживания, требующие своего выхода. Они могут выливаться в качестве агрессивной ответной реакции или не табуированные предметы. Это происходит и в игре, где ребенок воспроизводит пережитые агрессивные сценарии, стремясь рационализировать их и тем самым снять накопившуюся отрицательную энергию (20).
Таким образом, большое значение имеет изучение детей, у которых в связи с неудовлетворенностью каких либо жизненно важных для них потребностей возникли отрицательные аффективные переживания и соответствующие им формы поведения, среди которых имеют место и агрессивные проявления.
Поиски причин повышенной агрессивности у детей ведутся в разных направлениях…. Анализируя некоторые случаи из жизни усыновленных детей, замечено, что новые родители достаточно часто сталкиваются с вспышками агрессивного поведения своих детей. М.И.Буянов отмечает, что в некоторых случаях причиной этого явления может быть проявление психического заболевания, то есть агрессия, может иметь биологическую природу (10).
В целом же, изучение биологических корней агрессивного поведения ведется в следующих направлениях:
- изучение хромосомных аномалий и их влияние на наследуемость склонности к агрессивности;
- Изучение влияния гормонов на агрессивное поведение;
- Изучение отдельных структур центральной нервной системы и их роли в запуске агрессивного поведения;
- Изучение влияния свойств темперамента, в частности - возбудимости на агрессивное поведение индивида (3).
Олуэйз (1987 г.), исследуя связь между содержанием тестостерона в крови и уровнем физической и вербальной агрессии, заключил, что влияние тестостерона напрямую связано со спровоцированной агрессией - и косвенно не спровоцированной.
Спровоцированная агрессия
Тестостерон
Занятие 4
Цель: Создание атмосферы сотрудничества.
Ход занятия:
Приветствие участников и разминка Основные упражнения, направленные на создание атмосферы сотрудничества.
Подведение итогов, обсуждение занятия.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 упражнение.
Игра: "Коллективный счет"
Цель: Разминка, повышение взаимной чувствительн ...
Происхождение
Существует две точки зрения на происхождение эмоций, одна акцентирует роль чувств и ощущений, другая – мыслей и познавательных процессов. Такое различие в подходах возникло еще во времена Аристотеля, писавшего что «физик определил бы страсти души иначе, чем диалектик; последний определил бы, например, гнев как желание отплачивать болью ...
Мышление
Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
1) формирование и усвоение понятий;
2) решение проблем.
Формирование понятий – это просто отличение "того, что похоже&quo ...