Специфика агрессивного поведения детей.
Страница 4

).Агрессивные формы поведения могут сами себя усиливать, то есть обладать тенденцией самостоятельной эмуляции. Отсюда - объяснение подростков некоторых асоциальных действий: чувство "радости преодоления опасности", полученное в процессе со­вершения кражи.

Ребенок 5-7 летнего возраста существо преимущественно эмо­циональное и именно по этой причине основными показателями его психического развития в норме служат характеристики эмо­циональной сферы, отражающие направленность его пережива­ния и активности.

Так Л.С. Славина отмечает, что отрицательные аффективные переживания несут в своей основе неудовлетворенность каких-либо важных для ребенка потребностей или конфликт между ними. Особенно часто эти переживания возникают в том случае, когда неудовлетворенность притязания ребенка в областях, имеющих для него большое значение (59).

Однако наблюдаемая в сфере взрослых тенденция упрощенно воспринимать процесс включения ребенка в мир социальных отношений, приводит к тому, что взрослый лишает малыша права на так называемые негативные эмоции или формы пове­дения (гнев, страх, агрессия и т.д.). Анализируя фантазии в дет­ском возрасте, С.А.Завражец отмечает, что, являясь наиболее сильными травмирующими факторами, физические наказания ребенка и разрыв с объектом любви - переживания, требующие своего выхода. Они могут выливаться в качестве агрессивной ответной реакции или не табуированные предметы. Это про­исходит и в игре, где ребенок воспроизводит пережитые агрес­сивные сценарии, стремясь рационализировать их и тем самым снять накопившуюся отрицательную энергию (20).

Таким образом, большое значение имеет изучение детей, у ко­торых в связи с неудовлетворенностью каких либо жизненно важных для них потребностей возникли отрицательные аффек­тивные переживания и соответствующие им формы поведения, среди которых имеют место и агрессивные проявления.

Поиски причин повышенной агрессивности у детей ведутся в разных направлениях…. Анализируя некоторые случаи из жизни усыновленных детей, замечено, что новые родители достаточно часто сталки­ваются с вспышками агрессивного поведения своих детей. М.И.Буянов отмечает, что в некоторых случаях причиной этого явления может быть проявление психического заболевания, то есть агрессия, может иметь биологическую природу (10).

В целом же, изучение биологических корней агрессивного поведе­ния ведется в следующих направлениях:

- изучение хромосомных аномалий и их влияние на наследуемость склонности к агрессивности;

- Изучение влияния гормонов на агрессивное поведение;

- Изучение отдельных структур центральной нервной системы и их роли в запуске агрессивного поведения;

- Изучение влияния свойств темперамента, в частности - воз­будимости на агрессивное поведение индивида (3).

Олуэйз (1987 г.), исследуя связь между содержанием тестостерона в крови и уровнем физической и вербальной агрессии, за­ключил, что влияние тестостерона напрямую связано со спро­воцированной агрессией - и косвенно не спровоцированной.

Спровоцированная агрессия

Тестостерон

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Занятие 4
Цель: Создание атмосферы сотрудничества. Ход занятия: Приветствие участников и разминка Основные упражнения, направленные на создание атмосферы сотрудничества. Подведение итогов, обсуждение занятия. 1 упражнение. Ритуал приветствия. 2 упражнение. Игра: "Коллективный счет" Цель: Разминка, повышение взаимной чувствительн ...

Происхождение
Существует две точки зрения на происхождение эмоций, одна акцентирует роль чувств и ощущений, другая – мыслей и познавательных процессов. Такое различие в подходах возникло еще во времена Аристотеля, писавшего что «физик определил бы страсти души иначе, чем диалектик; последний определил бы, например, гнев как желание отплачивать болью ...

Мышление
Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах: 1) формирование и усвоение понятий; 2) решение проблем. Формирование понятий – это просто отличение "того, что похоже&quo ...