ЗаключениеСтраница 1
Для современного специалиста необходимо постоянное наращивание профессиональной компетентности в рамках некогда приобретенной профессии. В быстро меняющемся мире знания сами по себе устаревают довольно быстро и нуждаются в обновлении каждые 6 — 7 лет.
Качество профессиональной подготовки педагога во многом зависит от желания человека обучаться, от его потребностей в новых знаниях, новой информации, от мотивации учения. Нас интересовала динамика мотивации в период профессионального обучения.
Цель исследования - определить динамику развития и пути эффективного влияния на мотивацию профессионального самосовершенствования студента – достигалась решением конкретных задач.
Решая первую задачу - уточнить сущность мотивации профессиональной деятельности, мы выяснили, что она имеет сложную структуру и включает мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы. Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека, в течение которого меняются его жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности.
В ходе решения второй задачи - определить мотиваторы профессионального самосовершенствования у разных категорий студентов - мы выявили, что мотивация профессионального самосовершенствования личности определяется системой отношений личности к профессиональной деятельности, к себе как профессионалу и к профессиональному самосовершенствованию. Важными предпосылками для начала процесса самосовершенствования выступают, во-первых, требования профессии к личности специалиста, которые должны быть несколько выше его возможностей, во-вторых, отношение самого специалиста к этим требованиям. Следовательно, если источник профессионального самосовершенствования находится в социальном окружении, то движущие силы этого процесса надо искать внутри личности - в виде мотивов профессионального самосовершенствования человека.
Для решения третей задачи - выявить динамику развития мотивации профессионального самосовершенствования у студентов, имеющих различный педагогический опыт – был организован эксперимент.
Результаты исследования отношения к профессиональной деятельности показали, что у студентов-первокурсников не совсем четко сформированы представления о своей будущей профессии: в оценке различных сторон профессиональной деятельности студентами отмечается невозможность проявления творчества, общения с коллегами, продвижения по службе, отсутствие престижности и привлекательности в данной работе, ее низкооплачиваемость. Это сочетается с весьма оптимистичным отношением к своей служебной перспективе. Учеба в настоящее время удовлетворяет их на 50%. Основной мотив учения - желание получить диплом и работать по специальности.
Студенты-выпускники имеют более адекватные представления о своей будущей профессии: положительно оценивается возможность профессионального, интеллектуального, культурного, организаторского роста, общественная значимость и творческий характер педагогической профессии; отрицательно - невозможность продвижения по службе, низкий заработок, отсутствие независимости в труде и объективной оценки работы начальством. Вместе с тем, отношение к своей служебной перспективе остается оптимистичным. Основной мотив учения у данной группы студентов - получить высшее образование. При этом, результатами учебы не удовлетворены 20% студентов.
Студенты-заочники имеют адекватные представления о педагогической профессии и удовлетворенность ею. Низко оценивается возможность хорошего заработка и продвижения по службе. Отношение к служебной перспективе тревожное, будущее вызывает опасения, страх. Основной мотив обучения у студентов-заочников - повышение своего социального статуса или заработка.
Анализируя, в целом, отношение к себе как профессионалу мы получили результаты, которые можно классифицировать тремя уровнями: низкий, средний и высокий. Самые лучшие показатели наблюдаются у выпускников и заочников, что вполне объяснимо: они имеют профессиональный опыт, компетентность. Первокурсники оценивают себя как профессионала самыми низкими баллами, поскольку будущие педагоги еще не имеют адекватной самооценки и профессионализма.
Катарсис.
Катарсис - облегчение внутреннего конфликта при сопереживании. Если человек наблюдает и сопереживает драматические ситуации других людей, существенно более тягостные и травмирующие, чем те, которые тревожат его самого, он начинает смотреть на свои беды по-другому, оценивая их в сравнении с чужими. Издревле катарсис связывают с театром. ...
Исследование влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера
подростков
Объектом исследования являются ученики 8 класса МОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского района и их родители.
В ходе диагностики было опрошено 40 человек (20 подростков и 20 родителей).
Данное исследование проходило в три этапа.
1. Диагностика учащихся.
Для диагностики подростков использовались следующие методики: «Характерологический ...
Нарушение приватности психологического пространства в юношеском возрасте
Вопрос о праве человека на личную жизнь касается всех нас, независимо от возраста. Чувства ребенка, оскорбленного тем, что родители обнаружили его дневник, мало, чем отличается от чувства мужа, который обнаружил, что жена просматривает его личную почту и роется в карманах. О ком бы ни шла речь: о ребенке или о взрослом, - приватность им ...