Основные психологические характеристики культуры делового общения
Страница 4

Информация » Культура и искусство речи » Основные психологические характеристики культуры делового общения

Дружба всегда высоко ценилась в человеческой нравственной культуре как социально-нравственная ценность. Не случайно понятием «дружба» обозначается не только межиндивидуальное взаимодействие, но и социальные отношения народов и государств (дружба народов, договор о дружбе и сотрудничестве между государствами).

Культура делового общения предполагает взаимопонимание и взаимоуважение между партнерами. Поэтому за всяким взаимодействием на уровне установления взаимопонимания как бы стоят следующие вопросы: «Ты меня понимаешь?», «Ты мне сочувствуешь?». Ответов по существу может быть только два: «да» и «нет». С высказанного или подразумеваемого «да» или «нет» начинают развиваться взаимодействия людей в сторону установления единодушного взаимопонимания или установления психологического барьера.

Человеческой особенностью является чувство собственного достоинства, самоуважение, притязание на признание со стороны других людей. Это важнейшие качества личности, которые определяют ее стремление к развитию, самосовершенствованию. Однако эти качества могут быть и причиной слишком снисходительного отношения человека к самому себе, более снисходительного, чем к своему товарищу, и особенно к несимпатичному или неприятному для него человеку. В этом случае один и тот же человеческий недостаток оценивается по-разному, в зависимости от того, характеризует человек самого себя или другого, тем более неприятного человека.

Люди, вступающие во взаимное деловое общение, стремятся дать себе отчет в том, что же представляет собой партнер по общению. Участники общения постоянно рефлексируют, стараются понять друг друга. От точности «прочтения» внешних особенностей и вычисления особенностей внутреннего мира партнера по общению зависит успешность взаимопонимания.

Как же происходит проникновение во внутренний мир другого? Даже беглый взгляд позволяет многое увидеть в человеке: выражение лица, осанку, прическу, одежду, манеру вести себя, уровень его культуры.

В процессе взаимного познания принимают участие четыре механизма: идентификация, рефлексия, моделирование, обособление [2, c.119].

Идентификация-отождествление себя с другим человеком или с группой, образцом. Идентификация помогает понять чувства другого, его переживания, развивает способность к рефлексии.

Рефлексия-осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению, коррекция своего поведения в связи с возможным поведением другого.

Г.М.Андреева пишет: «В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный ромесс зеркальных отражений друг друга .» [3, c.140-141].

Рефлексия так же, как идентификация является важнейшим механизмом, позволяющим проникнуть во внутреннее состояние, намерения, мотивы, мысли, чувства и ценностные ориентации другого человека.

В обыденной жизни идентификация и рефлексия осуществляются на бессознательном уровне. Человек может приписывать другому свойственные ему самому мотивы и поступки. В данном случае нетрудно ошибиться: переоценить и недооценить другого. Можно также ошибочно отнести человека в разряд

уже известных стереотипов- штамповых типажей. Наиболее распространены стереотипные представления о непосредственной связи между внешними данными человека и чертами его характера квадратный подбородок- сильная воля, большой высокий лоб- ум, красота- глупость, тонкие губы- ехидство, хитрость. Склонности человека к стереотипизации восприятия других людей можно противопоставить сознательное моделирование личности воспринимаемого человека.

Моделирование

включает в себя сознательное оценивание другого по проявлениям (непосредственным и специально построенным). Такое моделирование позволяет переступать через сложившиеся социальные стереотипы, через услышанное общественное или индивидуальное мнение, которое может задать установку на восприятие и отношение к другому, через личный опыт самого человека. Моделирование личности другого включает в себя всевозможные ориентировочные действия и требует от человека высоких моральных качеств.

Страницы: 1 2 3 4 5


Раздражители и реакции. Раздражители
Раздражители могут пробуждать в нас те или иные пережитые события и чувства. Тот или иной настрой определяет вид реакции. Находясь в приятной компании, мы реагируем на раздражитель иначе, чем если бы мы оказались в напряженной обстановке. Наше чувство, возникающее в ответ на раздражитель, складывается из двух компонентов: настроения и д ...

Оптимальное рабочее состояние
После периода врабатывания работа функциональных систем, необходимым для данной деятельности человека, достигает некоторого уровня, обеспечивающего более или менее успешное выполнение деятельности. Со времен исследований Введенского Н.Е. и Павлова И.П. известно, что уровень функционирования систем человека зависит от внешних и внутренни ...

Алкоголизм как проблема социального общества
Алкоголизм (хронический алкоголизм) - заболевание с прогредиентным (прогрессирующим) течением, в основе которого лежит пристрастие к этиловому спирту. В социальном плане алкоголизм означает злоупотребление спиртными напитками (пьянство), приводящее к нарушению нравственных и социальных норм поведения, к нанесению ущерба собственному здо ...