Психолого-педагогические особенности школьной адаптации
Страница 2

Информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Психолого-педагогические особенности школьной адаптации

Все исследователи при определении социально-психологической адаптации выделяют главным образом необходимый уровень сформированности средств общения, поведения и деятельности [12, с. 48]. Поэтому к критериям социально-психологической адаптации детей к школе относят успешность обучения и дисциплинированность. Г.Л.Исурина и др. в группу дезадаптированных учеников включают детей, испытывающих затруднения в общении со сверстниками или учителями, т.е. детей с нарушением социальных контактов.

При изучении социально-психологичеcкой адаптации большое внимание уделяется анализу эмоциональных проявлений. Сформированность «социально-адекватных способов реализации эмоциональных состояний» является одним из факторов социально-психологической адаптации. Новые требования школьного обучения подчас превосходят возможности ребёнка, изменяют состояние эмоциональной сферы, вызывая «неспецифическую» стрессовую реакцию организма. Трудности, возникающие в процессе школьной адаптации, выявляют, прежде всего, нарушения равновесия между потребностями ребёнка, его стремлениями, субъективными представлениями и требованиями, которые предъявляет к его поведению школа. Любые нарушения равновесия между ребёнком и средой вызывают нормального развития ребёнка, а напротив, является основной причиной нарушений его состояния.

По мнению Е.А.Ямбурга [43, с. 216] школа задумана как образовательное учреждение быстрого реагирования на стремительно меняющуюся социально-педагогическую ситуацию.

Учебно-воспитательный процесс должен быть организован с учётом социокультурных особенностей региона, социальных запросов населения и требований государства к образовательным стандартам, по возможности быть гибким и психофизиологическим особенностям, способностям, склонностям.

Во главу угла школа должна ставить физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, организуя учебный процесс таким образом, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся, избежать неврозов, обеспечить своевременную диагностику и коррекцию, систематическую медико-психологическую помощь непосредственно в школе.

С другой стороны, учебный материал должен планироваться и преподноситься таким образом, чтобы помочь ребёнку как можно эффективнее взаимодействовать с окружающим миром за стенами школы.

Психическое здоровье, являющееся, с точки зрения учёных, основным показателем адаптации, представляет собой совокупность следующих признаков: отсутствие заболеваний, в том числе явно выраженных психических расстройств, нормальное в физическом плане развитие организма, благоприятное функциональное состояние его систем, определённый резерв сил, способствующий преодолению возможных стрессов, состояние равновесия между человеком и миром, гармония между ним и обществом [2; 17; 33]. В физиологии одним из критериев психического здоровья традиционно выделяется функциональное состояние, под которым понимается комплекс характеристик функций и качеств, обеспечивающих деятельность: одним из показателей функционального состояния является умственная работоспособность. Другим критерием психического здоровья является положительное эмоциональное состояние (внутренняя лабильность), эмоциональная устойчивость, т.е. более или менее устойчивый характер реакции ребёнка на определённые жизненные события, эмоциональный фон и настроение.

Обращаясь к феномену адаптации, выдающийся психолог В.Н.Мясищев указывал на то, что, разграничивая медицинский и педагогический аспекты, нельзя забывать о комбинации болезни и социально-педагогической запущенности, их взаимодействии, приводящих к нарушению процесса школьной адаптации [20, с. 342]. Эта взаимная зависимость существует в двух основных формах: либо болезнь и трудновоспитуемость вытекают из одних общих условий, либо болезнь является одним из моментов, способствующих влиянию отрицательных и в социально-педагогическом отношении условий. В первом случае, неблагоприятные внешние условия создают педагогическую запущенность, и эти же условия травмируют нервную систему, влекут за собой конфликты, переживания и т.д., во втором случае, при неблагоприятных условиях жизни у ребёнка возникает если не выраженный невроз, то ряд черт «нервного характера». Обстановка создающая нервность может не содержать в себе ничего антисоциального, однако неустойчивость, возбудимость ребёнка создают у него конфликты с окружающими, что в последствии переносится в школу.

Страницы: 1 2 3


Групповая работа с лицами с ПТСР: методы, способствующие личностному росту
В реабилитационной и реадаптационной работе с военнослужащими с ПТСР мы используем групповые формы и считаем их не менее эффективными, чем индивидуальные при соблюдении того же условия: психолог должен быть ориентирован на видение работы реабилитационной системы через призму личностного роста военнослужащих. Это значительно усиливает эф ...

Мышление
Мышление определяют в психологии обычно как опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах: 1) формирование и усвоение понятий; 2) решение проблем. Формирование понятий – это просто отличение "того, что похоже&quo ...

Состояние покоя
Состояние покоя создается включением в действие конкретных механизмов регуляции, хотя ранее считалось, что покой – это пассивное состояние. Но в последующем было установлено, что в состоянии покоя может накапливаться латентное возбуждение, и поэтому покой не является пассивным состоянием. В связи с этим Магницкий А.Н. рассматривает поко ...