Сравнительный анализ психофизиологических ресурсов развития ребенка
младшего школьного возраста и младшего подросткаСтраница 6
В отечественных психолого-педагогических исследованиях было уделено достаточное внимание воспитывающему воздействию организованного детского коллектива на школьника [3, с. 115]. Современные исследования доказывают, что включённость в жизнь коллектива создаёт основные предпосылки для адекватного общения школьника и является важным условием его психического развития [7, с. 94].
Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется появлением своеобразного мотивационного компонента кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции ученика. В отличие от «классического» подросткового кризиса он ещё пока слабо выражен в поведении, во внешних проявлениях; переживания школьников, связанные с такими изменениями, далеко не всегда осознаются ими, часто они даже не могут сформулировать свои трудности, проблемы, вопросы. В результате возникает психологическая незащищённость перед новым этапом развития. Недовольство собой, отношениями с другими, критичность в оценке результатов учёбы - всё это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может и негативно отразиться на характере самоуважения, стать препятствием полноценного формирования личности. И путь, по какому пойдёт становление личности подростка, во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап-переход от детства к отрочеству.
Понятие «адаптация» (adaptatio-прилаживание, приспособление) было впервые введено Г.Аубертом и первоначально означало изменение чувствительности анализаторов под влиянием приспособления органов к действующим раздражителям. В дальнейшем употребление этого термина встречается в более широком смысле как жизнь любого организма – это, прежде всего непрерывная адаптация к условиям столь же непрерывно меняющейся среды.
Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. Данный процесс подчиняется особым психическим закономерностям.
Исследователи, изучающие феномен школьной адаптации, такие как Э.М.Александровская, А.Л.Венгер, Е.А.Ямбург, уделяют огромное внимание динамическим изменениям в процессе адаптации. Большинство исследований показывают, что школьная адаптация заканчивается на 5-6 неделе обучения. Помимо этого выделяются уровни адаптации. При низком уровне адаптации наблюдается её дезадаптация.
Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации, прежде всего, должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение.
Лабораторная работа № 4
Тема: Мышление
Методика 1: Выделение существенных признаков
Цель: Определить тип мышления: конкретный или абстрактный; способность дифференцировать существенные признаки предметов от второстепенных.
Оборудование: ряды слов с ключевым словом, шкала стиля мышления, "ключ" тесту.
Порядок работы
1. Ознакомьтесь с инструкцией: ...
Отчуждение.
Отчуждение представляет собой изоляцию, обособление внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами. Оно часто ведет к расщеплению, диссоциации личности. При этом некоторые совокупности событий воспринимаются по отдельности, а связи между ними не актуализируются и не анализируются. Изоляция провоцирует нарушение нормальн ...
Воображение
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать ...