Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе. Содержательная характеристика понятия «готовность к обучению в средней школе»
Страница 2

Информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе. Содержательная характеристика понятия «готовность к обучению в средней школе»

• Границы нарушения учебной деятельности, её сохранные стороны;

• Влияние нарушений учебной деятельности на отношения с одноклассниками, учителями, родителями;

• Особенности общения со значимыми другими (есть ли трансляция нарушения паттернов общения из одной сферы в другие);

• Есть ли компенсаторные формы и каков их генезис:

являются ли они результатом собственной активности ребёнка или появились за счёт воспитательного воздействия других людей, продуктивность этих форм [28, с. 34-35]. В работе Е.Дубова и С.Капас рассматриваются особенности адаптации в школе детей с различным социальным статусом, который определялся на основе соотношения оценок учителей, сверстников, самооценок учащихся. Было выделено пять групп детей:

• Популярные;

• Отвергаемые;

• Игнорируемые;

• Противоречивые;

• Средние.

Серьёзные трудности в общении со сверстниками и взрослыми возникают у школьников с неадекватно завышенной самооценкой и уровнем притязаний. Такие школьники, как правило, некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые замечания [31, с. 65]. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Последствиями такого конфликта могут стать не только снижение успеваемости, но ухудшение состояния здоровья на фоне явных признаков общей социально-психологической дезадаптации [23, с. 34]. Не менее серьёзные проблемы возникают и у детей со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, конформностью, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях.

Приблизительно с третьего класса неформальные, дружеские контакты друг с другом начинают доминировать во взаимоотношениях школьников, складываясь на основе индивидуальных эмоциональных и ценностных предпочтений уже независимо от мнения учителя о том или ином ученике. Поэтому, дети, обладающие отрицательными чертами характера, попадают в группу «отвергаемых», даже если они считаются примерными учениками. Неумение наладить положительные взаимосвязи с другими детьми становится основным психотравмирующим фактором и вызывает у ребёнка негативное отношение к школе, приводит к снижению его успеваемости, провоцирует формирование у него различных патологических состояний [11, с. 98].

В ряде исследований отмечается, что организация полноценного общения с окружающими имеет большое значение для коррегирования отклоняющегося поведения школьников [24; 25]. Так в исследовании В.В.Клименко выявлено 4 варианта невключённости подростка в коллектив сверстников: «невидимка», «колеблющийся», «дезорганизатор», «собственно невключённый».

Для преодоления невключённости подростка необходима организация его взаимодействия с классом через активизацию наиболее значимых для организованности коллектива социально-структурных факторов. В.В.Клименко отметил, что по признакам нарушения межличностных отношений подобного рода можно рано распознать явления педагогической запущенности и своевременно предпринять педагогически целесообразные меры по её преодолению.

Учитывая обширные данные психолого-педагогических исследований о роли общения в развитии личности младшего подростка, мы в качестве второго критерия преодоления школьниками затруднённой адаптации при переходе из начальной в основную школу определили коммуникативный критерий, включающий в себя два показателя:

• социальный статус школьника в коллективе школьников;

• степень удовлетворённости им взаимоотношениями в классе.

Страницы: 1 2 3


Готовность к обучению в среднем звене, основные проявления и факторы школьной дезадаптации
Каковы показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю? Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в средней школе": 1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся. 2. Сформированность у ребенка новообра ...

Состояние врабатывания
В начальном периоде деятельности функциональные системы и организм в целом, несмотря на предрабочие сдвиги, не достигают состояния, необходимого для успешного функционирования. Начало работы тоже не дает возможности сразу достигнуть необходимого рабочего состояния. Нужен некоторый срок, чтобы оно было постепенно достигнуто. Процесс пере ...

Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского
Вся научная деятельность Л. С. Выготского была направлена то, чтобы психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности". Он ввел новый - экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, так как считал, что "проблема метода ес ...