Экспериментальное исследование влияния среды на готовность младшего
школьника к обучению в средней школе. Анализ методов и
методик исследованияСтраница 1
В соответствии с целью мы определили следующие задачи исследования:
1. Изучить зависимость между физическим и психическим здоровьем ребенка и его способностью адаптироваться.
2. Определить зависимость между мотивацией школьника и адаптацией его при переходе из начальной в среднюю школу.
3. Изучить возможности влияния среды на готовность младшего школьника к обучению в средней школе.
Объектом нашего исследования выступили учащиеся 5-го класса средней общеобразовательной школы № 2 г.Новый Уренгой в количестве 18 человек мужского и женского пола.
Для решения первой задачи нами были изучены медицинские карты испытуемых. Результаты представлены нами ниже в п. 3.2.
Для решения второй задачи, чтобы оценить уровень школьной мотивации мы использовали специальную анкету
, предложенную Р.В.Овчаровой
, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ — 0 баллов, нейтральный — 1, положительный — 3 балла) (приложение 1).
Шкала оценок
Учащиеся, набравшие 25—30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20—24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии. В последнем случае ребенок быстро адаптируется в средней школе. Он успешно принимает новые требования, овладевает новой для него предметной деятельностью, активно вступает в новые отношения. Однако у части детей по разным причинам этот процесс протекает довольно сложно и болезненно.
Важным фактором успешной адаптации является среда, т.е. то окружение, которое в данный момент воздействует на школьника-пятиклассника. Поэтому для решения третьей задачи мы применили методику ранжирования признаков средовой адаптации (дезадаптации) ребенка, предложенной Р.В.Овчаровой.
Ребенок должен отнести себя к одной из семи групп в трех сферах общения (семья, коллектив, среда неформального общения) (см. приложение 2).
I. Семья
1. Друг.
2. Привязан к родителям.
3. Замкнут, отгорожен.
4. Конфликтен.
5. Примыкает к одному из родных.
6. Разорваны связи с семьей (бродяжничает).
7. Выталкивается из семьи.
II. Коллектив
1. Руководитель.
2. Авторитетный помощник.
3. Формальный помощник.
4. Имеет временные роли.
5. Не имеет определенной роли, но авторитетен.
6. Не имеет роли и поддержки в коллективе.
7. Изолирован.
III. Среда неформального общения
1. Лидер.
2. Приветствуемый.
3. Независим в группе.
4. Примыкает к группе без проблем.
5. Вне группы, но пользуется авторитетом.
6. Примыкает к группе ценой жертв (примыкаемый).
7. Отвергаемый.
Движения
Чем свободнее кажется игра движений, чем мягче и “круглее” отдельные движения переходят одно в другое, тем теснее взаимосвязь с ритмом. Напряженность и расслабленность сменяют друг друга. Ритм – это природное движение жизни и вегетативное собственное движение.
Чем меньше те или иные движения связаны какой-либо определенной целью, тем о ...
Профилактика
В профилактической работе важное значение имеет выявление и исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам. Множество этих факторов, а также негативных ...
Восприятие
Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат.
Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности.
Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, во ...

