Диагностика депрессивности подростков по методикам Бека и Жмурова

Диагностика депрессивности по методике Бека позволяет при помощи проведения опроса выяснить, что преобладает у подростка депрессивность, как акцентуация характера или депрессия, как патологический психический процесс.

Опросник содержит 13 вариантов вопросов, по четыре вопроса в каждом (только восьмой вопрос содержит три варианта ответа). Подростку предлагается ответить, выбрав наиболее подходящий вариант на все 13 вопросов. Варианты ответов адаптированы для подросткового возраста.[28]

После, при обработке опросников за каждый ответ ставятся баллы: за каждый ответ А насчитывается 0 баллов, ответ Б — 1 балл, В — 2 балла, Г — 3 балла. После подсчитывается суммарный балл. Если он не превышает 10, то у ребенка нет склонности к депрессиям, если от 10 до 19, то возможно имеет место депрессивность. Если же он от 19 до 24 баллов, то подросток возможно страдает от начинающейся депрессии. Если же он превышает 24 балла, то ребенка необходимо андтидепрессивная терапия, так как он страдает от средне или сильновыраженной депрессии.

Перед началом диагностики депрессивности подростков по методу Бека всем подростка раздают бланки-опросники и объясняют, как их нужно заполнять. Когда группа исследуемых детей готова, они приступают по команде к заполнению опросника (приложение 1). На заполнение отводится 40 минут. Если кто-то из тестируемых заканчивает заполнение ранние, ему позволяют тихо удалиться из аудитории.

Пример подсчета баллов приведен в заполненном опроснике Андрея Авдеева (приложение 2).

Шкала депрессии Бэка (BDI) позволяет выявить не только депрессивность и степень депрессии у подростков, но также исследовать когнитивно-аффективные и соматические проявления депрессии. Познавательно-аффективную, то есть интеллектуально-эмоциональную сферу детей характеризуют утверждения под номерами 1-5, 7, 9, 11, 13. Соматические проявления можно определить по утверждениям 6, 8, 10 и 12.

После прохождения диагностики депрессивности по методике Бека, подростки проходят дифференциальную диагностику депрессивных состояний по методике В.А. Жмурова.[29] Методика адаптированная для подростков, представляет собой, подобно предыдущей, тест-опросник, состоящий из 39 утверждений (приложение 3) с четырьмя вариантами ответов. Эти утверждения определяют наличие и степень депрессивного состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Также дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на момент тестирования и отличить депрессивность от депрессии. Каждое утверждение оценивается по 3-балльной шкале. При этом ответы, обозначенные буквой а – получают 0 баллов, буквой b – 1 балл, с – 2 балла, d – 3 балла. Чем больше, количество баллов, тем соответственно сильнее выражено депрессивное состояние:

1-9 – депрессии нет;

10-24 – имеет место депрессивная акцентуация характера;

25-44 – начальная степень депрессии;

45-67 – средняя степень депрессии;

68-87 - значительная депрессия;

88 и более – депрессия, требующая экстренной терапии.

Пример подсчета баллов приведен в анкете того же Андрея Авдеева (приложение 4)

Обе методики во многом сходны, поэтому первая применяется как формирующий эксперимент, а вторая как контролирующий. После проведения обоих опросов и подсчета баллов по каждой анкете составляются сводные ведомость по всей группе исследуемых подростков с двигательными тиками (приложения 5). Схожая сводная ведомость предусмотрена и для детей здоровых (приложение 6).

Методика Жмурова позволяет также рассматривать отдельно познавательные и соматические проявления депрессии, так как нахождения одного только общего бала бывает недостаточно для классификации депрессивного состояния и понимания его природы.[30]


Гениальность – это форма помешательства?
Люди часто «отгораживаются» от этого мира больных людей; они отводят свой взгляд, стараясь не замечать «убогого». Сумасшедшие – как пятна на солнце, только мешают… А зачастую изгои внутри божественно талантливы, за их оболочкой сумасшедшего человека скрывается гений. Не даром существует аксиома: где-то убавилось, - что-то прибавилось. Я ...

Результаты исследования. Цели и задачи
С целью освоения методик психофизиологических исследований решались следующие задачи: 1) определение типов темперамента и их выраженности у испытуемых; 2) изучение нейродинамических особенностей нервной системы испытуемых; 3) определение уровня личностной тревожности; 4) оценка общего уровня здоровья студентов 1 – 3 курсов. ...

Значение ожиданий в системе межличностных отношений
"Межличностные отношения - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействий. Готовность к взаимодействию сопровождается эмоциональным переживанием: положительным, индеферентным, отрицательным. Готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности. Имен ...