Личность и ее развитие
Страница 1

Сущность природы человеческой личности и особенностей своей личности каждый человек постигает в течение всей своей жизни, расширяя представления об окружающем мире и о себе самом. В социологии и психологии личность определяется как совокупность качеств человека, приобретаемых им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Систематизированная совокупность качеств человека, определяющих личность, представлена на схеме.

Основу биологической подструктуры личности составляет темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Свойства темперамента – это индивидуальный тип и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевых усилий и другое являются наиболее устойчивыми индивидуальными особенностями, сохраняющиеся многие годы, часто всю жизнь. Поэтому можно сказать, что темперамент представляет собой прирожденное свойство человека, генетически предопределенный феномен. Тип темперамента, как и врожденный тип нервной системы, может немного меняться, в зависимости от условий жизни. Сам по себе темперамент жестко не определяет социальное поведение человека, ни одна сторона личности не предопределена темпераментом, но динамические особенности проявления свойств личности в определенной степени зависят от него. В определенных ситуациях человек может нейтрализовать отрицательные проявления темперамента, благодаря ряду черт характера. В психологии принято пользоваться типологией темперамента древнегреческого врача Гиппократа. 1 группа – сангвиник: живой, подвижный, быстро отзывающийся на события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. 2 группа – холерик: быстрый, страстный, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения; 3 группа – флегматик: медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроениями, характерны внешне слабовыраженные душевные состояния; 4 группа – меланхолик: легко ранимый, глубоко переживающий даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

Основу психологической подструктуры личности составляет характер. Это индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, обусловливающих для него типичный способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер формируется как на основе генетических факторов, так и под влиянием социальной среды. Решающее влияние на него оказывает система воспитания. Формирование черт характера – тех или иных особенностей личности, которые систематически проявляются в различных видах деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях, можно представить следующим образом:

Характер человек, как социального существа зависит от его общественного бытия и представляет собой единство индивидуального и типического. Индивидуальное своеобразие жизненного пути, условий жизнедеятельности, природных задатков формируют разнообразие индивидуальных черт и проявлений характера, а общие типические обстоятельства жизни людей, членов единой социальной общности, живущих в одинаковых социальных условиях формируют общие стороны и черты характера. Структура характера: 1) Симптокомплексы – системы взаимосвязанных свойств, которые обусловлены одним и тем же отношением личности к определенной стороне действительности: 1.1) Черты характеризующие отношение человека к другим людям; 1.2) Черты, показывающие отношение к своему делу; 1.3) Черты, определяющие отношения к себе любимому; 1.4) Черты, характеризующие отношение человека к вещам. 2) Свойства, присущие характеру как целому: 2.1) Степень глубины – как качество структуры характера отражает связь черт характера со стержневыми отношениями личности; 2.2) Цельность характера – степень внутреннего единства; 2.3) Степень устойчивости или изменчивости (пластичности) – податливость черт характера, изменениям, вызванным внешними условиями или самовоспитанием; 2.4) Степень активности – потребность быть в деятельном состоянии; 2.5) Сила (напр. при достижении цели).

Страницы: 1 2


Психологическая характеристика понятия «технологии»
В последнее десятилетие слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе либо совсем не рассматривается содержание данного понятия, либо термин имеет неоднозначное значение. Анализ литературы показал, что технология понимается как искусство, мастерство, умение, совок ...

Теоретическое обоснование
Каждый новый век, сменяя предыдущий, диктует свои требования к мировоззрению и взглядам людей. Появляются новые убеждения, понятия, критерии оценки. Исходя из этого, изменяется понятие моды, претерпевают значительные изменения научная и философские мысли. Порою меняется сама структура жизни, объясняемая принятием нового уклада существов ...

Особенности ориентировки в пространстве детей с нарушениями зрения. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
Зрительная функция осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур — зрительного анализатора и позволяет ориентироваться в пространстве, воспринимать форму и цвет предметов, видеть их на разном состоянии, при ярком свете и в сумерках. Функции глаза включают центральное и периферическое зрение, светоощущение, ...