Роль символов в становлении Я-концепцииСтраница 1
Я-концепция, как и другие самісні значения, находит отображение в символах. Важнейшее из них - имя человека.
Именно этот символ, с помощью которого он себя определяет, непосредственно ассоциируется с ее Я-концепцией. Следствием этого являются два момента: с одной стороны, имя всегда так или иначе объединяется с носителем концептуального Я, с другой – на конкретное имя сообщество реагирует так, словно на самого живого человека. Когда чье-то имя неправильно произносят, забывают или путают с другими, то его носитель чувствует себя оскорбленным. Экспериментально доказано, что те, кто прячется от милиции, по обыкновению не разглошают полностью своего настоящего имени. Большей частью сохраняется или основа фамилии, или лишь инициалы, или то и другое. Очевидно, здесь сталкиваемся с конфликтом между желанием избегнуть того, чтобы личность узнали, и боязнью потерять ощущение собственной определенности.
Символ (грец. sumbolon - условный знак) - это некоторый объект, образ действия или слово. Например, флаг - это символ наций, и люди, - отмечает американский ученый Тамотсу Шибутані, - ведут себя относительно соответствующей ткани так, словно это сама нация, с которой они идентифицировались. Чувства также имеют символы. Это может быть поцелуй как проявление любви.
Но важное значение в формировании Я-концепции представляют лингвистические символы – артикулярные звуки, письменные знаки, возглашенные слова. Они могут побуждать людей воевать, пойти в монастырь и т.п Поэтому символическое значение любого явления помогает объединять практическое с духовным, человеческое с космическим, беспорядок с порядком, случайное с причиновым.
В частности, память основывается частично на лингвистических механизмах. Числа и календари организовывают распределение событий и времени, и любой из нас понимает, как тяжело было бы без таких символов систематизировать прошлые события. Также человек, например, не мог бы припомнить и рассказать о цвете своего дома, в котором жила в детстве, если бы не было слов, которые обозначают цвет.
Особенно показательными являются переживания человека, который страдает физическми недостатками. Например, Элен Келлер, которая с детства была слепой и глухой, написала несколько книг, в которых описала яркие цвета и прекрасную музыку благодаря символам. Когда ее попросили это объяснить, мисс Келлер ответила, что понимает значение последних через переданную ей многоаспектную символику. Итак, взгляд девушки на мир связан не столько с чувственностью, сколько с символическим окружением. Известно, что другие люди постоянно разговаривают о вещах, которых никогда не видели. Исторические события также воспринимаются не непосредственно, а лишь через воображение. Так и картина мира является скорее продуктом символической коммуникации, чем опыта. И вдобавок существует много символических действий (пожимание руки, курение и т.п.), которые являются элементами сохранения благоустроенной жизни.
Немало человеческих чудачеств станут понятнее, если учесть, что лицо человека и некоторые из его физических особенностей также являются символами его Я-концепции. Високоиндивидуализованые черты лица личности легкие для узнавания. Каждый раз, когда человек осуществляет что-то особое и хочет запомнить этот случай, то делает фотографию, на которой хорошо представленная ее физиономия. Даже молодая женщина, которая побеждает на конкурсе красоты благодаря форме своих ног, будет встревоженная, если в кадр, который появится на следующий день в газете, не попадет ее лицо. Задержанный преступник старается отвернуться, когда на него направленная кинокамеру. Отсюда понятно, что даже определенные части тела (прежде всего лицо) сыграют важную роль в формировании Я-концепции, выполняя в дальнейшей жизни функцию значащих
символов.
Люди формируют соответствующие представления о себе прежде всего благодаря символической коммуникации. Все ощущения переплетаются и интегрируются, и личность способна биполяризировать свое поле восприятия лишь тогда, когда благодаря уму и воли разъединяет свои переживания на определенные составные. Манипулирование такими составляющими в воображении значительно облегчается путем подстановки лингвистических символов, которое ограничивает развертывание персонификации, хотя именно символы дают возможность описывать и упорядочивать человеческий опыт. Поэтому Я-концепция научно обосновывается путем реконструкции ментального опыта средствами лингвистического категориального анализа, который с различным успехом проводит социальная группа и ее всевозможные представители.
Это предположение частично может быть подтверждено в результате изучения личностей, которые не способны адекватно пользоваться символами. Исследование докозали, что люди, которые страдают на афазией, преимущественно руководствуются инстинктивными нуждами. А вот пациенты, которые выздоравливали после шизофрении, подтверждают, что в случае потери способности пользоваться символами границы между человеком и окружением исчезают. Взрослые личности, которым гипнотизер навеял, что они еще маленькие дети, воспринимают свое тело как тело очень маленького роста. Когда одному з тех, кто находился в этом состоянии, приказали толкнуть своего отца, то он, выполняя эту задачу, изменил собственную схему тела и представление о своей физической силе, а тело воспринял как такое, которое увеличивается. Поэтому познание себя как человека не только организуется с помощью лингвистических символов, а и способно изменяться благодаря ним. Итак, символическая среда и идентификации взыскивают формообразовательное влияние на Я-концепцию социальной личности.
Приложение.
Сказки, сочиненные студентами-психологами.
Счатьенос.
Однажды, на облаках произошло чудо. 32 января 9999г. люди увидели, что небо над их головами стало светить ярко-ярко. «Что случилось? Что такое?» - твердили все.
Как-то раз прибыли марсиане на Землю, их было трое. Они были очень несчастными, им все не нравилось у себя на планете. И ...
Контрольная группа
Статистически значимые связи в контрольной группе обнаружены между следующими переменными:
1. У женщин наблюдался более высокий балл по шкале «Взгляд на природу человека» (R=0,50);
2. Уровень образования респондентов положительно коррелирует с количеством баллов по шкале «Взгляд на природу человека» (R=0,75);
3. У респондентов, состо ...
Стресс, как одна из причин двигательных тиков
Согласно общему мнению большинства психологов и психиатров главным фактором возникновения тиков у детей и подростков является стресс. Подобная причина наблюдается в 64% случае заболевания тикозным гиперкинезом, в том числе двигательными (моторными тиками). Преобладающим можно назвать адаптационный стресс в школе.[25] Также к значительны ...