Системность социальных взаимоотношений и функции ЯСтраница 1
Я-концепция и большинство других определений-конструктов, формируется, уточняется и закрепляется со дня на день в напряженном взаимодействии людей между собой. Каждый отслеживает, как относятся к нему другие, и на началах этой информации формирует суждение о том, к которому психотипу принадлежит. Мысли человека о своих способностях и физических данных, о том, каких поступков от него ожидает окружение, возникают в процессе его участия в организованных группах. Именно этот исходный тезис дал возможность описать человеческое ощущение личностной определенности как зеркальное Я. Концепция собственного Я - это отображение тех свойств человека, которые воспринимаются другими членами общества. Человек конструирует персонификацию на подпочве обратных социальных реакций. Если к нему постоянно обращаются так, словно он представляет собой кое-что особое, то этот человек почувствует себя необыкновенным, чрезвычайным или просто оригинальным, в отличие от других. Недавно, что Все сограждане очень чувствительные к реакции народной массы и обращают внимание на любой сигнал, который мог бы стать им ориентиром. Итак, Я-концепция развивается только в актуально-динамическом формате социального взаимодействия. Именно его наполнение, масштабность и качество определяют то, какой будет личность и ее самосознание в частности.
Человек формирует Я-концепцию, оценивая свои субъективные переживания с коллективной точки зрения. Логически предположить, что, рассматривая себя, каждый становится отображением того, что, на его убеждение, думают о нем другие. Общеизвестно, как человек оценивает себя самого, отвечает поэтому, как, на его взгляд, о нем думают люди вообще, а также те, кто находится во временной с ним группе.
Развитие Я-концепции депроблематизується и значительно облегчается в тех социальных системах, где четко определена номенклатура статусов: здесь каждый знает, каких шаблонов поведения и личностных черт нуждается то или иное его положение в социуме. Врачу или священнику следует оставаться в городе, где властвует эпидемия, а солдату непристойно исчезать с поля боя. Честь человека - самісна модель, которой она придерживается, поскольку занимает соответствующее положение в обществе. Требования и нормы, которые личность ставит перед собой и которые исповедует, подкрепляются мыслями других людей. Больше сотни администраторов разных бюрократических организаций воображают самих себя так, как лучше всего характеризует эту категорию служащих гражданская масса, т.е. как людей, заинтересованных в достижениях предприятия, решительных, организаторськи способных и реалистически сориентированных.
Каждый человек привлечен к системе социальных взаимоотношений. Он ожидает, что другие будут обращаться к нему с позиций человечности. Когда негр посещает запрещенное для него место, то он, естественно, ощущает вражеские реакции со стороны присутствующих; если же его встречают приветливо, то у него возникает удивление и подозрение. Именно так, подходя к незнакомой женщине, чтобы спросить о направлении движения на дороге, мужчина приветливо обращается к ней, поскольку ожидает на любую взаимность, словно обнимает свою собственную жену. Аналогично к этому ощущению определенности человек подвергается постоянным испытаниям в конкретных ситуациях социального взаимодействия.
Если с человеком ведут себя как с нищим, то он большей частью именно такимой себя и воображает, а его поведение приобретает инфантильные черты. Ведь нередко в военных частях офицеры жалуются, что их подчиненные полностью беспомощные и не способны отвечать за свои поступки. Подобно этому в некоторых колледжах, где за студентами постоянно следят, словно за преступниками, руководители испытывают удивление, что система самоуправления недейственная. Во времена инквизиций, когда предъявляли обвинение лицам потому, что они принадлежат к религиозным сектам, некоторые из них сами сознавались, что были колдунами. Последние поверили в свою вину и соглашались со смертным приговором, который возглашал суд. Стремясь исправить "греховные поступки ", они впутывали в дело друзей, которые были совсем непричастны к этому. Такие люди переоценивали определение самих себя через последовательное отрицательное отношение, которое ощущали со стороны окружающих.
Взаимоотношения между Я-концепцией и социальным статусом иногда оказываются в обостренной чувствительности некоторых людей к статусной символике. Например, молодой врач старается, чтобы стетоскоп выглядывал из его кармана, подчеркивая таким образом свое превосходство над лаборантом. Отличие между теми, кто получил соответствующий статус, и теми, кто этого не достиг, освещеннов специальном опрашивании. Каждому из 468 лиц, старше шестьдесят лет, было предложено охарактеризовать самого себя. 60 % ответили, что они - "люди среднего возраста", и лишь 38% заявили, что они "старые". Анализ показал, что молодыми считают себя те, кто постоянно контактирует с людьми своего возраста. Наоборот, обретение статуса "отставника" ограничивает социальный контекст поведения, и тогда человек персоніфіковує себя как такого, который вступает в завершающий период жизни.
Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста. Нравственное
воспитание детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Ст ...
Эпигенетическая концепция Э. Эриксона
Эрик Эриксон
, ученик Фрейда, создал новую теорию на базе учения Фрейда о фазах психо - сексуального развития. Теория Эриксона – это теория психо - социального развития, она включает восемь стадий развития “Я”, на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде. Эриксон отмечал, что изучени ...
Обсуждение результатов.
Проведя конечную диагностику и посчитав критерий Стьюдента, мы получили следующие результаты: экспериментальная группа показала значительное снижение уровня агрессивности. Так, например, в методике «несуществующее животное» во вторичной диагностике наблюдалось 6-8 элементов указывающих на агрессию (рога, зубы, когти и т.д.), а после про ...