Понятие о рабочей, сложной и стойкой Я-концепцииСтраница 1
"Аспект Я-концепции, которая ассоциируется с соответствующей ситуацией, называется рабочей Я-концепцией".
Например, в классной комнате основной детерминантой наших мыслей и ощущений будет академическое (учебное) Я, тогда как во время вечеринки - социальное Я. Наша рабочая Я-концепция определяется тем, что она основывается на общей концептуальной картине Я, направляет поведение в определенной ситуации и изменяется под ее влиянием.
Иногда рабочая Я-концепция может существенно отличаться от базовой. Припомните то, когда Вы поспорили с сотрудником и резко ответили ему. В результате лелеете плохие ощущения к себе, а он, возможно, об этом и не упоминает. До этого времени Вы, вероятно, с уверенностью воспринимали себя как приятного человека, с которым легко работать. После спора думаете о себе плохо несколько часов или даже дней. Но со временем стойкая Я-концепция побеждает, и снова мысль о себе изменяется из отрицательной на положительную, несмотря на тот факт, что перед этим возник конфликт в процессе межсубъективного взаимодействия.
Изменения в рабочей Я-концепции служат причиной динамических сдвигов и в постоянной. Это происходит лишь тогда, когда первая является стойкой на протяжении определенного времени. Например, пока Вы учитесь в университете, то можете думать о себе как о властном человеке. Но если после окончания попадаете на работу, где руководите несколькими людьми и делаете это каждый день, то тоже имеете представление о себе как руководителе по стилю поведения. Это становится важной частью Вашей стойкой Я-концепции. Итак, это изменение возникает вследствие того, что Вы постоянно находитесь в ситуации, которая нуждается во властной манере социального действия. В этом случае рабочая Концепция-я-концепция становится частью стойкой.
Еще одним аспектом собственного Я, что имеет значение для саморегуляции, является сложность Я-концепции.
Это касается того, что некоторые люди думают о себе и самоопределяются по одному или двумя направлениями, в то время как другие раздумывают о собственном Я с точки зрения многих признаков. Например, один студент университета думает о себе исключительно как о студенте, сосредоточивая внимание и убеждение на том, насколько хорошо он справляется с обучением. Другой способен воображать себя не только студентом, а и сыном, мужчиной, отцом, другом, членом футбольной команды и т.п
Поэтому люди отличаются между собой, поскольку владеют простой и сложной Я-концепциями. Личностей с первой воодушевляет только успех в деятельности, а неудачу они воспринимают болезненно. А вот люди, которые имеют сложную Концепцию-я-концепцию, также радуются победам, но в случае поражения защищают собственное Я другими нуждами, которые существуют в их внутреннем мире. Примером здесь снова может быть студент со сложной Я-концепцией, у которого возникли трудности с обучением. Такой человек способен решить их, причем не нанося вреда своему Я, поскольку переключает внимание и на другие виды деятельности - спорт, дружбу и т.п Поэтому положительная комплексность собственного Я может действовать как буфер против стресса их ситуаций. Тогда личность способная еще и справиться с придавленным психоэмоционального состояния, депрессией или внутренними конфликтами.
Очевидно, чтобы сделать будущие результаты собственных действий предусмотренными и подконтрольными, надо располагать достаточно точной информацией о своих способностях. Точная самооценка дает возможность контролировать запланированное выполнение любой деятельности. Потребность точности вообще связана с желанием иметь "стойкую Я-концепцию"
. Ведь каждый стремится думать о себе как о человеке, который не изменяется от ситуации до ситуации. Поэтому личности склонны искать и интерпретировать ситуации, которые отвечают их Концепциям-я-концепциям, и стараются избегать тех ситуаций, которые не отвечают их Я. Этот цикл называется процессом подтверждения собственного Я. Взаимодействуя с окружающей средой, люди используют поведенческие стратегии, которые подтверждают их Я-концепции. Это означает, что они обдуманно выбирают способ поведения, который обогащает представление о них.
Потребность в стойкой Я-концепции может быть настолько сильной, что способна влиять на здоровье человека. Если в жизни личности возникает много отрицательных событий, то она может заболеть, поскольку отрицательные переживания несовместимые с положительным самопредставлением. Люди, которые придерживаются отрицательных мыслей о себе, способны заболеть в ответ на положительные жизненные события. Последние вызывают в них стресс и служат причиной депрессии. Это объясняется тем, что счастливые события несовместимые с их суждениями о собственное Я.
Механизмы установления сходства семантических пространств.
Каким же образом в субъективном мире клиента происходит поиск сходного содержания между сочиняемой сказкой и своим жизненным миром? Клиент, как и психолог, способен толковать сочиняемые сказки. Правда, сходство им осознается лишь при достаточно явных параллелях между сказкой и жизнью, но иногда приходится опасаться такого обнаружения. С ...
Наркомания
Наркотики известны человечеству с незапамятных времен. Древние источники свидетельствуют о том, что наркотики употреблялись в Месопотамии, Египте, Индии, Китае за полторы тысячи лет до нашей эры. Первыми наркотиками были продукты опиумного мака и индийской конопли. Употребление наркотиков, по общему правилу, было уделом "низших сло ...
Выдержки из моих наблюдений
Январь 2008 года
«…Январь. Беседа на тему: «Учусь общению». Я объясняю детям, что все люди разные и каждая личность индивидуальна (т.е. неповторима). И поэтому, т.к. мы все разные, мы должны с детства учиться понимать друг друга, т.е. учиться искусству общения. На мой вопрос: «С кем из группы ты быстро находишь общий язык?» дети сразу ...