Введение
Учебная дисциплина «Психология и педагогика» включает теоретическое изучение психических познавательных процессов и индивидуально-типологических особенностей личности, а также социальные процессы в коллективе. Эффективное усвоение данных тем невозможно без практического их использования. Современный специалист должен не только владеть теоретическими знаниями о психических явлениях, происходящих в личности и социальной группе, но и уметь диагностировать эти явления, применять полученные результаты в своей профессиональной деятельности.
Цель лабораторных работ – ознакомить студентов с основными методами и методиками диагностики психических явлений (процессов, свойств, состояний), а также выработать умения проводить несложные диагностические исследования, обрабатывать результаты и интерпретировать их.
Диагностические методики в лабораторных работах подобраны и описаны так, чтобы студенты могли выполнять их самостоятельно. Исключение составляют методики исследования памяти и внимания, требующие предъявление стимульного материала экспериментатором. В этом случае студенты разбиваются на две группы, одна из которых выполняет роль экспериментаторов, вторая – испытуемых, затем роли меняются.
Результаты исследований обсуждаются на семинарских занятиях и собеседованиях, могут быть использованы при написании рефератов, во время зачета.
Структура лабораторных работ включает тему, название диагностической методики, ее цель, необходимое оборудование, порядок выполнения работы, метод обработки и интерпретации результатов и выводы. Содержание лабораторных работ предусматривает различные методы исследования: проективный тест, ранжирование, анкетирование, интроспекцию, опросники, экспериментальные задания, тестовые задания и др. Используются различные методы обработки результатов: количественный и качественный анализ.
Лабораторные работы следует выполнять постепенно, в процессе изучения теоретического материала, т.к. они иллюстрируют изучаемые психические явления и помогают лучше усваивать материал. Лабораторные работы разработаны к следующим разделам психологии:
- Методы исследования в психологии – цель: знакомство с проективной методикой, приобретение умения интроспективным методом сопоставлять результат с личностной характеристикой.
- Мозг и психика – цель: иметь представления о работе полушарий мозга, определить свое доминирующее полушарие.
- Память – цель: исследовать виды памяти и процессы запоминания.
- Мышление – цель: исследовать индивидуальные интеллектуальные качества и мыслительные операции.
- Внимание – цель: ознакомиться со свойствами внимания, определить оптимальный объем внимания.
- Личность – цель: исследовать вид направленности личности и определить уровень самооценки.
- Темперамент – цель: определить доминирующий тип темперамента.
- Характер – цель: иметь представление о типологии акцентуированных характеров, выявить собственный тип акцентуации.
- Деятельность – цель определить ведущий тип мотивации достижения результата деятельности.
Результаты выполнения лабораторных работ учитываются при итоговом контроле знаний студентов.
Эффект от внедрения комплексной сказкотерапии.
1. Снижение уровня внутренней тревожности и агрессивности, повышение успеваемости, развитие позитивной коммуникации, развитие нравственных ценностей и творческих способностей у детей и подростков, взрослых.
2. Стабилизация социально-психологического климата в семьях и психолого-педагогических коллективах.
3. Создание новых учебно-разв ...
Психологические основы обыска
Эффективность таких важных следственных действий как обыск, опознания и следственный эксперимент в немалой степени зависит от правильного и умелого использования следователями психологических знаний, научной разработки их психологии. Поэтому в русле данной темы мы рассмотрим общую психологическую характеристику каждого из этих следствен ...
Исследование влияния телевидения и чтения
литературы на развитие личности подростка. Постановка
целей и задач исследования, описание работы
Для того чтобы более конкретно изучить проблему влияния СМИ и культуры на развитие личности подростка, были взяты два аспекта в сравнении: телевидение (как составляющая СМИ) и чтение книг - литература (как часть культуры).
Актуальность исследования
Развитие личности проходит в течение всей жизни человека. Между тем, в школе вопpосам в ...