Лабораторная работа № 1
Страница 1

Информация » Психология и педагогика » Лабораторная работа № 1

Тема: Методы психологии

Методика: Несуществующее животное.

Цель: Знакомство и приобретение навыков работы с проективными методиками.

Оборудование: бумага, карандаш, диагностические признаки рисунка для интерпретации.

Порядок работы

Инструкция: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием. Укажите, где оно живет, чем питается, к чему стремится (чего хочет).

Обработка результатов

Показатели и интерпретация признаков в тесте «Несуществующее животное».

Если рисунок в правой стороне вверху листа, то изображение связано с действительным моментом или с периодом будущего, с положительными эмоциями.

Если рисунок в левой стороне и внизу, то изображение связано с прошлыми моментами, с отрицательными эмоциями и пассивностью. В норме рисунок находится посередине листа. Чем ближе рисунок к верхнему краю листа, тем выше самооценка и недовольство своим положением в обществе, недостаточностью признания со стороны окружающих, тем выше претензии на самоутверждение и продвижение.

Если рисунок в нижней части листа, то это свидетельствует о проявлении неуверенности в себе, низкой самооценке, подавленности, нерешительности.

Если голова животного повернута вправо, — признак того, что почти все, что планирует человек, осуществляется или начинает осуществляться.

Если голова повернута влево, то человеку, сделавшему такой рисунок, присуща тенденция к размышлениям, лишь малая часть его замыслов реализуется, порой он просто проявляет боязнь перед активными действиями.

Положение «фас»-, т. е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм.

Значение деталей головы.

Уши — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе, человек эмоционально реагирует на оценку себя окружающими, хотя порой и не изменяет своего поведения.

Приоткрытый рот в сочетании с языком — признак болтливости, а в сочетании с прорисовкой губ — чувственность. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерненный, — признак опасения, страхов, недоверия. Рот с зубами — признак вербальной агрессии (огрызается, грубит, задирается).

Глаза. Если сильно выделены глаза, — это символ присущего человеку страха. Наличие ресниц свидетельствует о проявлении истероидно-демонстративных черт в поведении, заинтересованности в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться рисующего, придание этому большого значения.

На голове животного могут быть дополнительные детали.

Рога — агрессия, в сочетании с другими признаками агрессии — ногтями, щетиной, иглами — определяется характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.

Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.

Грива, шерсть — чувственность, подчеркивание своего пола, сексуальной роли.

Ноги, лапы животного. Если лапы «основательны» по отношению к размеру всей фигуры, то основательность, обдуманность, рациональность принятия решения. При отсутствии ног или хрупких ногах — склонность к поверхностным суждениям, легкомыслию в выводах, импульсивности решений. Однотипность, повторяемость формы ног («многоножка») — конформность суждений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении ног, лап — проявление самостоятельности, небанальности, оригинальности, инакомыслия, порой даже творческого начала.

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Если эти части функциональные — крылья, щупальца и т. п., — проявление желания человека охватить разные области жизни, завоевать себе «место под солнцем», потеснив других, увлеченность, смелость, энергичность, уверенность в себе.

Украшающие детали: перья, бантики, кудри — проявление демонстративности, желания обратить на себя внимание, манерности.

Хвосты. Если хвост направлен вверх, — человек положительно оценивает свои действия, решения; хвост направлен вниз — недовольство собой, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние. Хвост, направленный вправо, выражает отношение человека к своим действиям или поведению, влево — к своим мыслям, решениям.

Контур фигуры. Наличие щитов, панцирей символизирует защиту от окружающих; иглы, панцирь в виде острых углов — агрессию. Затемнение линии контура, удвоенные линии — проявление тревоги, страха, подозрительности.

Направленность такой защиты соответственно пространственному положению: верхний контур против вышестоящих (родителей, учителей, начальников); нижний контур — защита против насмешек, боязнь осуждения, отсутствие авторитета у младших, подчиненных; боковые контуры — готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях.

Сильный нажим рисунка, линии, видимые даже с обратной стороны листа (судорожный высокий тонус мышц рисующей руки), резкая тревожность (обратить внимание, какая деталь рисунка выполнена с сильным нажимом, т. е. к чему привязана тревога).

Общая оценка животного. Угрожающее, угрожаемое и нейтральное животное — это отношение к собственной персоне, к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификации себя по значимости (с зайцем, слоном, букашкой и т. п. нарисованным животным). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.

Страницы: 1 2


Состояние проблемы способностей в современной психологии. Понятие способностей в психологии.
Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по коли ...

Рационализация.
Рационализация — это механизм защиты, связанный с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Суть рационализации — в отыскании «достойного» места для непонятного или недост ...

Катарсис.
Катарсис - облегчение внутреннего конфликта при сопереживании. Если человек наблюдает и сопереживает драматические ситуации других людей, существенно более тягостные и травмирующие, чем те, которые тревожат его самого, он начинает смотреть на свои беды по-другому, оценивая их в сравнении с чужими. Издревле катарсис связывают с театром. ...