Лабораторная работа № 4Страница 1
Тема: Мышление
Методика 1: Выделение существенных признаков
Цель: Определить тип мышления: конкретный или абстрактный; способность дифференцировать существенные признаки предметов от второстепенных.
Оборудование: ряды слов с ключевым словом, шкала стиля мышления, "ключ" тесту.
Порядок работы
1. Ознакомьтесь с инструкцией:
В каждой строчке бланка вы найдете ключевое слово, стоящее перед скобками, и далее - 5 слов в скобках. Все слова в скобках имеют какое-то отношение к ключевому слову. Выберите только 2 слова, которые находятся в наибольшей связи с ключевым словом.
Бланк рядов слов:
1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).
2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).
3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).
5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).
7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото).
8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово).
9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор).
10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила).
11. Война (самолет, пушки, сражение, ружья, солдаты).
12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст).
13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).
14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).
15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели).
16. Лес (почва, грибы, охотник, деревья, волк).
17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион).
18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные).
19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба).
20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).
2. Сравните выписанные слова с "ключом":
"Ключ"
1. Растения, земля 11. Сражение, солдаты
2. Берег, вода 12. Бумага, текст
3. Здания, улица 13. Голос, мелодия
4. Крыша, стены 14. Колебания почвы, шум
5. Углы, сторона 15. Книги, читатели
6. Делимое, делитель 16. Почва, деревья
7. Диаметр, округлость 17. Состязания, победа
8. Глаза, текст 18. Врач, больные
9. Бумага, редактор 19. Чувства, человек
10. Игроки, правила 20. Родина, человек
3. Подсчитайте правильно определенные пары слов.
Сколько пар слов вы назвали правильно. Сравните результаты со шкалой:
Баллы |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Количество правильно названных пар слов |
20 |
19 |
18 |
16-17 |
14-15 |
12-13 |
10-11 |
9 |
4. Определите свой тип мышления. Что мешает вам выделять существенные признаки? Какую мыслительную операцию вы сейчас демонстрировали? Какие операции мышления вы еще можете назвать?
Методика 2: Сложные аналогии
Цель: исследование понимания сложных логических отношений и выделение абстрактных связей.
Оборудование: бланк методики, шифр, "ключ" тесту, шкала результатов, секундомер
Порядок работы
Описание. Методика состоит из 20 пар слов — логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача — определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «Шифр» — таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Шифр» — пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «Шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами
Понятие внимания
Внимание не является процессом отражения действительности как ощущение, восприятие, воображение и мышление. Оно представляет собой одну из сторон психологической деятельности – ее динамику.
Внимание повышает эффективность соответствующей психологической деятельности. Оно выражается в более ясном и отчетливом протекании психических дейс ...
Мужчина и женщина
Вот уже несколько сотен лет невербальные элементы: жесты и телодвижения используются людьми для выражения своей заинтересованности. Примечателен тот факт, что женщины имеют более широкий диапазон сигналов ухаживания, чем мужчины. Отсюда выражение: “Женщина любит ушами, а мужчина – глазами”. ...
Заключение.
Наша работа посвящена агрессивности детей и методами работы с ней. На наш взгляд это существенный вклад в практическое направление психологической работы в целом, а так же и в частности, т.к. наши упражнения являются практическим пособием для педагогов-психологов и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними. Относительно персп ...