Взаимодействие со сверстниками как фактор, определяющий полоролевую идентичность
в дошкольном возрастеСтраница 1
Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками.
Важным является также эмоциональное самочувствие ребенка в группе сверстников. Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.
В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники. Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно общение требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страдания ми отчуждения.
В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.
В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. [28].
В процессе становления личности немаловажную роль играют группы сверстников. Во-первых, потому, что они являются тем форумом, на котором ребенок сопоставляет знания, взгляды, полученные в семье и школе, со знаниями и взглядами других индивидов, то есть происходит формирование самостоятельных, собственных взглядов вне контроля старших. Во-вторых, это форма игрового взаимодействия, имеющая определенные черты (собственные нормы солидарности, образцы поведения, своя иерархия власти, свои идеалы). В детской среде в результате подражания в преломлении проявляются своеобразные меры педагогического воздействия, средства и методы воспитания.
Во все времена народными педагогами признавалась, и всячески поддерживалась самостоятельная педагогическая детская среда, отличающаяся от жизни взрослых. Относительная самостоятельность детской среды про является в возникновении чисто детских артелей, в игровых компаниях, в певческих группах. В русских селениях наблюдалась традиция группами детей ходить по ягоды, грибы. Группы мальчиков ходили на ловлю рыбы.
Детские игровые компании обычно объединяют детей с одной улицы. Характер многих детских игр имеет важное педагогическое значение. На пример, игры, направленные на развитие силы, ловкости: в России – лапта; в Тибете - запуск змей; стрельба из лука, в Латинской Америке; у народности манус - игры на специальных детских каноэ и т.д. По играм можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, мотивах, установках. Например, в играх якутские мальчики с трехлетнего возраста начинают, усваивать богатырские, боевые, воинские навыки и умения.
Г.Н. Волков отмечает в своих исследованиях: «Игра - удивительно богатая сфера деятельности детей. В народной педагогике ее роль ценится невероятно высоко . Первые уроки жизни - здесь. Групповые интересы и взаимодействия. Межличностные отношения. Богатство общения. Лучшая из школ жизни». [37].
Следует отметить особую роль игры в познании мира, в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний, физическом развитии, приобретении опыта нравственного поведения и формирования трудовых навыков, развитии коммуникативных отношений, чувства юмора и т.д.
Рассматривая детскую среду, следует заметить, что она самостоятельна только относительно. «Старших бояться, младших стыдиться» - в этой пословице четко определены взаимоотношения взрослых и детей. С одной стороны, молодежь должна уважать старших, с другой - старшие, взрослые должны следить за своими поступками, дабы быть примером младшим. Дети и взрослые находятся в постоянном общении: совместный быт, праздники, труд. Например: на Руси девочки вместе с матерями посещали посиделки, на которых учились вышивать или плести кружева. После усвоения необходимых навыков переходили в группы девушек.
Исключительно универсальным в процессе идентификации является общество сверстников, как своего, так и противоположного пола. По мнению австрийского психолога Зигмунда Фрейда, в этот период наблюдается пик детской сексуальности. Это означает, что к этому времени дошкольники уже четко идентифицируют себя со своим полом, то есть осознают свою принадлежность к сильной или слабой половине человечества. Нарушение предписанных половой принадлежностью норм осуждается сверстниками. [7]
Теоретическое обоснование исследования психологических особенностей больных
с хроническими соматическими заболеваниями. Особенности
адаптации личности к хроническим заболеваниям
Фундаментальные вопросы психологической адаптации в достаточной степени освещены в трудах отечественных (А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Г.С. Костюк, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский и др.) и зарубежных (Г. Гартман, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) исследователей.
Среди работ данного направления в соответствии ...
Анализ эффективности психолого-педагогического сопровождения в период
адаптации
Приступаю к анализу эффективности психолого-педагогического сопровождения пятиклассников мы помнили о том, что для более тщательного и взвешенного анализа результатов необходимо более тщательное наблюдение за данным классом. В ходе нашего дипломного исследования мы выполнили лишь небольшую часть работы, способствующей адаптации пятиклас ...
Меры социальной защиты населения (на примере г. Оренбурга)
В Оренбургской области регистрация первых случаев ВИЧ-инфекции началась в 1996 году, через 9 лет после начала регистрации в Российской Федерации. На первых этапах выявлялись единичные случаи среди внутривенных потребителей психоактивных препаратов, заразившихся на территории Украины, Грузии, крупных российских городов. Однако в 1999 год ...