Эмпирическое исследование по проблеме развития полоролевой идентичности в дошкольном
возрасте. Организация и методы эмпирического исследованияСтраница 1
Задачей этого этапа являлось исследование психологических особенностей развития полоролевой идентичности детей дошкольного возраста в контексте взаимодействия со сверстниками в дошкольном учереждении. В исследовании приняло участие 40 человек (20 мальчиков и 20 девочек), дошкольники подгоовительных групп в возрасте 6-7 лет.
Гипотеза
: существует значимая связь между характером взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками, его статусом в группе, с одной стороны, и развитием полоролевой идентичности, с другой.
Методы исследования:
Для проверки гипотезы и решения задач исследования использовались методы: наблюдение, изучение гендерных установок (опросник Кагана), методика «Функционально – ролевая согласованность», социометрическая методика «День рождения», методы анализа и интерпретации полученных результатов.
Наблюдение:
Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей жизни.
Различают следующие виды наблюдения: кратковременное наблюдение и длительное (иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и как особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). В данном исследование было использовано кратковременное, внешнее, выборочное наблюдения, которое состоит в преднамеренном, систематическом целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.
Изучение гендерных установок у детей (полустандартизираванное интервью В.Е. Кагана)
Опросник это один из разновидностей тестов личности, предназначенных для измерения степени выраженности у индивида каких-либо личностных черт на основе количества определенных ответов на те или иные вопросы. Разработаны и широко применяются различные опросники для диагностики черт личности, видов мотивации, устойчивых психических и эмоциональных состояний, интересов и склонностей и др.
В данном исследование используется полустандартизированное интервью Кагана. Опрос проводится индивидуально у детей 3-7 лет. Опросник состоит из шести вопросов, три из которых открытого типа и три закрытого типа. С помощью данного опросника можно определить, правильность определения своего пола и половой роли у ребенка дошкольного возраста, освоение ролевых понятий и отношения изменения пола и половых ролей.
1. Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхологических ответов, когда ребенок повторяет последние слова, здесь в остальных вопросах первым называется то слово, который соответствует, полу испытуемого – например для мальчиков «дядя, муж, папа»);
2. Когда ты вырастешь, кем ты будешь?
а) дядей или тетей;
б) мужем или женой;
в) папой или мамой;
3. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
а) дядей или тетей;
б) мужем или женой;
в) папой или мамой;
4. Может быть, так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком (девочкой), проснешься девочкой (мальчиком)?
5. А если бы это было возможно, ты хотел (а) бы заснуть мальчиком (девочкой), а проснуться девочкой (мальчиком)?
Особенности ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями
зрения
Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей.
У детей с нарушениями зрения очень затруднено восприятие окружающего мира, которое имеет большое значение в общем развитии и обучении данной категории детей. Поэтому работу над ориентировкой в пространстве н ...
Воображение
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать ...
Психологический склад личности
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур.
Низшим уровнем личности является биологически обусловл ...