Внутренние конфликты работников и их влияние на эффективность
работыСтраница 4
Нарушения в работе
1. Захватнический тип:
а) нарциссический:
· неспособность к последовательным усилиям;
· склонность разбрасываться;
б) поклонник совершенства:
· стиснут между Надо сделать и сделать как Надо – места для творчества не остается;
· слишком дотошен в деталях, методичен;
в) высокомерно-мстительный:
· недостает идей;
· фиксация на второстепенном (учитель, интересующийся не детьми, а методиками преподавания, социальный работник, изучающий методику социальной работы, а не клиентов);
· не умеет делегировать работу, все делает сам, боится проверок.
2. Смиренный тип:
· ставит невысокие цели, низкого мнения о своих возможностях, сомневается. Качество его работы не обязательно страдает, а сам он – всегда;
· хорошо работает «на дядю» но не на себя;
· отдача лучше, когда работает в коллективе или под присмотром, не может высказать свое мнение, написать отчет или систематизировать свои знания в одиночку;
· как только дело пошло хорошо – начинает придираться к себе. Острая тревога возникает и когда дела идут хорошо, и когда дело буксует;
· не может сосредоточиться на творческой работе – слишком большое внутреннее напряжение не позволяет работать долго, работает медленно;
· главный недостаток – неумение взяться за суть вопроса из-за запрета на власть, агрессию, захват.
3. «Ушедший в отставку»:
· не может хорошо работать в «принудиловке», ненавидит крайние сроки, ожидания окружающих;
· хорошо делает только ту работу, которая нравится Ему;
· бесконечно откладывает работу, особенно ее начало.
Внутриличностный конфликт может иметь положительные и отрицательные последствия.
Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на его разрешение. Конструктивно преодолеваемый внутриличностный конфликт – это один из механизмов гармонизации личностного развития.
Психологи В. Афоньков и Л. Божович, анализируя ранние периоды развития ребенка, отмечают, что внутренние конфликты усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новые стадии функционирования.
Оптимальный внутриличностный конфликт рассматривается как основа морального развития. В основе совершения морального поступка находится «больная совесть», которая побуждает человека действовать вопреки собственной выгоде.
Индивид осознает себя личностью на основе разрешения внутриличностных противоречий и конфликтов. Характеристика личности лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. По мнению А.Н. Леонтьева, «иногда эта борьба проходит во внешне неприметных, обыденно драматических формах и не нарушает гармоничности личности, ее развития, ведь гармоничная личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы. Однако иногда эта внутренняя борьба становится главным, что определяет весь облик человека».
Однако известный российский психолог В. Леви считает, что имеет место и открытое им явление психалгии. «Так я назвал весьма обширный разряд состояния душевной боли, которые бывают и у вполне здоровых людей, и именно для них наиболее мучительны и чаще всего ведут к самоубийству. Чрезвычайно важное наблюдение – психалгия необязательно сопровождается депрессией, душа болит дико, невыносимо, жизнь – ад сплошной, но активность, работоспособность, общительность, ясный ум сохраняются».
Позитивно разрешенные конфликты закаляют характер, формируют решительность, устойчивость поведения, независимость от случайных обстоятельств, способствуют становлению стабильной направленности личности.
Внутриличностный конфликт может способствовать формированию адекватной самооценки, что в свою очередь помогает самопознанию и самореализации личности.
Деструктивными считаются внутриличностные конфликты, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических реакций.
Агресивные проявления детей как предмет исследований в современной
психологии. Феномен агрессивного поведения с точки зрения совремннной
психологии.
В науке высказывались разные точки зрения относительно причин возникновения агрессии, её природы и факторов.
Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, - это то, согласно которому данное поведение по своей природе приемущественно инстинктивное: агрессия возникает потому, что чело ...
Занятие 3
Тема: Внимание. Дорога к взаимному доверию
Цель занятия: расширение представлений ребенка о себе, развитие чувства единства, сплоченности, тренировка произвольного внимания, развитие навыков позитивного социального поведения.
1. Введение
Приветствие. Передаем Мяки по кругу друг другу. Каждый участник по очереди называет то, что ему н ...
Психическое развитие младшего школьника, готовность к обучению в среднем
звене и школьная адаптация
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.
Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке мл ...