Факторы, способствующие появлению подростковой жестокости в основной школе
Страница 1

Информация » Деятельность социального педагога по преодолению подростковой ксенофобии в основной школе » Факторы, способствующие появлению подростковой жестокости в основной школе

В основе ксенофобии лежит социально-психологический механизм создания воображаемого образа врага на фоне чувств страха и беспомощности перед чужим – всем, что непривычно, непонятно, невидимо». Страх играет ключевую роль в механизме развития ксенофобии, освобождая всех, кто ей подвержен от какой-либо личной и социальной ответственности не только за образ мыслей, но и за образ действий.

Ксенофобские настроения всегда персонифицированы. Их объект предстает в виде личности или группы лиц, которые наделяются совершенно конкретными и исключительно негативными (часто фантастическими) чертами.

Для такой персонификации больше подходят и чаще всего используются этнические отличия. «Бытовое недоброжелательство, неуверенность в завтрашнем дне, недовольство социальными трудностями, благодаря механизму ксенофобии, могут легко трансформироваться в агрессивно-националистические формы поведения, создавая условия для межэтнических конфликтов даже при сравнительно благоприятном социально-экономическом положении и наличии доминирующего этнического большинства» [58, с. 13].

Переход от ксенофобских высказываний к поддержке агрессивных действий или к массовой агрессии в отношении конкретных этнических меньшинств может происходить спонтанно, под влиянием внезапно возникающих стрессовых ситуаций массового страха и массовой истерии. В таких ситуациях, если они имеют хоть какое-то отношение к общему неблагоприятному фону межэтнических отношений, достаточно нейтральные психологические категории «мы» – «они» могут легко трансформироваться в эмоциональные оценки «мы» – жертвы, «они» – агрессоры, убийцы, бандиты и т.д. Особенно опасны в этом смысле шоковые реакции на акты массового террора. Шок от террористических актов, когда он приобретает широкий общественный резонанс, сам по себе разрушает социально-психологическую устойчивость общества и провоцирует массовые этнические фобии.

Для того, чтобы установки ксенофобии обрели устойчивый общественный резонанс, превратились в осознанное чувство ненависти по отношению к конкретным инокультурным группам, негативные характеристики этих групп должны стать социально значимой и психологически достоверной информацией. Они должны быть артикулированы, получить концептуальное объяснение и мотивационное основание, стать частью повседневной картины мира значительной доли населения. Для этого ксенофобия из явления межличностного общения должна превратиться в явление информационное, формируемое и распространяемое в системе массовых коммуникаций – в эфире, через периодику, книжную продукцию и т.д. По глубине и длительности воздействия на массовое сознание частное слово не идет ни в какое сравнение с публичным словом, образом, мнением, транслируемыми через СМИ. Именно публичное слово становится первостепенным по важности объектом правового регулирования в сфере межэтнических отношений, приложения законодательства, карающего за разжигание социальной, национальной, религиозной и расовой ненависти, пропаганду социального, национального, расового и языкового превосходств [58, с. 14].

Понятия агрессия, жестокость и насилие у ряда авторов носят идентичный характер. В жизни мы часто встречаемся с ними в той или иной мере, будь то войны или детская ссора. В настоящее время более 80% программ и фильмов, демонстрируемых на телевидении, содержат в себе в том или ином роде агрессию.

Фешбах отметил ряд не маловажных различий в форме агрессии:

Экспрессивная – представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению (упрямство у маленьких детей). Здесь возможен пример импульсивной агрессии, когда человек совершает деяние в состоянии аффекта.

Инструментальная направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется в качестве средства (шантаж).

Враждебная, целью которой является нанесение вреда другому лицу. Наблюдая за детьми, мы замечаем, что они, как правило, прощают обиды и нападки со стороны старших. Если у малышей блокирование активности вызывает инструментальную агрессию, то у старших к ней примешивается враждебная. Как показывает опыт, лицо, отвечающее на враждебность ответной реакцией, в дальнейшем будет оставлено в покое или вызывать наименьшую агрессию. Типы и частота агрессивных форм поведения задаются культурой. У Хайнца Хекхаузена в книге «Мотивация и деятельность» говорится о том, что дети каждой культуры в возрасте от 3 до 11 лет демонстрируют в среднем по 9 агрессивных актов в час. В 29% случаев наступает ответная реакция.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Введение.
Кто-то, когда-то, должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв, Что же такое – трудные дети? Вечный вопрос и больной как нарыв. Вот он сидит перед нами, глядите, Сжался пружиной, отчаялся он, Словно стена без дверей и без окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили… поздно учли… Нет! Не рождаются трудные дети! Просто ...

Мотивация профессиональной деятельности. Мотивация: сущность и виды
Мотивация — одно из ключевых психологических понятий, объясняющих истоки активности личности. Мотивация находит свое выражение в побуждении человека к действию, в мобилизации его внутренней энергии, в направленности его действий и поступков. Когда говорят о мотивации, то подразумевают потребности и влечения, установки и интересы, стремл ...

Дифференциальная психофизиология
Дифференциальная психофизиология — направление в психологии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми. Термин введен В. Д. Небылицыным (1963). В Д. п. используются два методических подхода: сопоставление физиологических и психологических параметров, полученных в независимых экспериментах, и изучение изменени ...