Изучение психологических технологий профессиональной ориентации как проблемы в отечественных источниках
Страница 1

Информация » Особенности психологических технологий профессиональной ориентации на ранних этапах онтогенеза » Изучение психологических технологий профессиональной ориентации как проблемы в отечественных источниках

Существуют различные варианты определения понятия «выбор профессии», однако

все они содержат мысль,

что профессиональное самоопределение представляет

собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта выбора профессии, и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явления выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой – то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Понятие «профориентация» в методических пособиях рассматривают как оказание помощи в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.

Таким образом, определений данного понятия много и произошло это вследствие развития деятельности по профориентации, так как с течением времени менялись требования, а вместе с ними изменяло свое содержание и понятие. Термин «профориентация» развивается по мере того, как меняется представление общества о целях, задачах, методах, формах и вообще, о сущности профориентации. Каждое из них отражает те или иные аспекты профориентации, выделяет какую-либо функцию, указывает на практический или теоретический уровень ее развития, рассматривает с позиций педагогики, психологии, теории управления и др.

Профессиональная ориентация – с одной стороны, самостоятельная область, с другой – формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права. Системный подход позволяет не только учесть ее междисциплинарные аспекты, но и определить цели, задачи, функции, структуру, содержание профориентации. Система профориентации призвана осуществлять разнообразную помощь при выборе профессии; психологическая помощь при этом занимает определяющее место. Традиционно выделяются следующие функции системы профориентации:

1) социальная – усвоение определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих осуществлять социально-профессиональную деятельность в качестве полноправного и полноценного члена общества;

2) экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;

3) психолого-педатогическая – выявление, формирование и учет индивидуальных особенностей каждого выбирающего профессию.

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:

1.Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

5. Социально-профессиональная адаптация.

6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий. Каждая личность стремится к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют ее целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить следующие ценности: самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде; авторитет в трудовом коллективе; признание родных, знакомых, друзей; самосовершенствование и самовыражение – интересная работа; применение своих знаний, умений, способностей; творческий характер труда; материально-практические, утилитарные ценности - хороший заработок; должность, удовлетворяющая личность, перспектива продвижения по службе.

Страницы: 1 2


Выводы
1. Личностные характеристики зависимых игроков существенно отличаются от личностных характеристик людей, не имеющих такой зависимости. 2. Лица, зависимые от азартных игр отличаются более низким уровнем самоактуализации и более высоким уровнем тревожности. 3. Зависимых игрокам присуще такие характерологические особенности как неуравнов ...

Выводы и рекомендации
Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы. 1. Больные с хроническими соматическими заболеваниями характеризуются разной степенью адаптации. Личностные особенности (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер) выступают как фактор успешности процесса адаптации. 2. Бол ...

Занятие 12
Тема. Шире круг. Цель занятия: тренировка способности мыслить, приучение к стандартным мыслительным операциям, развитие навыков позитивного социального поведения. 1. Введение. Приветствие. Новости, школьные достижения. "Как я рад, что сегодня с нами…" Дети сидят в кругу. Передавая друг другу Мяки, говорят: "Как я рад, ...