Психологические характеристики допроса.Страница 3
Нередко ошибки возникают при восполнении пробелов в воспринятом материале из-за «подмены действительного обычным». Стремясь к образованию логически цельной картины происшедшего, свидетель, если часть ее не была им воспринята, заполняет имеющиеся пробелы данными, почерпнутыми из своего опыта, и расценивает их как естественные, обязательные и для данного случая.
Ошибочная интерпретация обусловливается тем, что в процессе осознания воспринятого свидетель, располагая данными, которые допускают различные истолкования, останавливается на одном из возможных вариантов, дорисовывая недостающие детали в своем воображении и проникаясь уверенностью в том, что эти воображаемые детали также наблюдались.
В общем, нет ни одной психической закономерности, которая не оказывала бы какого-то влияния на материал будущих показаний, и наличие таких влияний должно выясняться и оцениваться следователем и судьей.
2 этап: "Запечатление, сохранение и переработка информации, ее непроцессуальное воспроизведение"
Память определяется как запоминание, сохранение и воспроизведение индивидуального опыта. Поэтому большое значение имеют свойства памяти воспринимавшего, способности сохранять и воспроизводить воспринятое. Индивидуальность памяти личности проявляется двухсторонне, во-первых, в особенностях ее процесса, т.е. в том, как осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение, во-вторых, - в особенностях содержания памяти, т.е. в том, что запоминается.
В процессах памяти индивидуальные различия выражаются в скорости, точности, объеме, прочности запоминания, длительности сохранения и готовности (быстроте) к воспроизведению, которые определяются условиями жизни, воспитанием и биологическими особенностями.
Накопленная информация запоминается в той связи, в какой она воспринималась. Эта связь представлений, имеющая значение для последующего воспроизведения, называется ассоциацией.
Запоминается не все, так как ассоциативные связи образуются избирательно. Запоминается преимущественно то, что вызвало глубокие переживания (эмоциональный фактор) или имеет существенные словесные значения (словесно-логический фактор).
На формирование представления влияют интерес свидетеля к тем или иным сторонам происходящего, понимание им ситуации, объем и направленность внимания. Запоминание может быть преднамеренным (произвольным) и непроизвольным. Преднамеренное запоминание встречается в следственной и судебной практике, когда свидетель, понимая значение происходящего, предвидит возможность будущего допроса и сознательно стремится сохранить в памяти определенное событие. Показания таких свидетелей зачастую отличаются точностью и полнотой.
Но большей частью следователю приходится иметь дело со свидетелями, непроизвольно запомнившими факты. Непроизвольное запоминание не обязательно должно быть неполным и неточным. Многочисленные исследования показали, что оно способно давать обильный и достоверный материал для свидетельских показаний, а при активной, содержательной и осмысленной деятельности свидетеля может быть даже надежнее произвольного.
При произвольном запоминании происходит осмысливание образа, отбор и обобщение главного в нем, а если нужно, то информация заучивается. В этом случае при словесном оформлении воспринятого и мыслей о нем, особенно если воспринимавший знает, что ему предстоит давать показания и мысленно вспоминает или же делится своей информацией и переживаниями по поводу ее с окружающими.
При непроизвольном же запоминании закрепление впечатлений происходит само собой, без усилий со стороны воспринимающего. Допрашивать приходится чаще именно таких лиц, но практика показывает, что и такое запоминание обеспечивает правильное воспроизведение нужной информации на допросе.
Именно на непроизвольное запоминание большое влияние оказывают эмоции. Когда явление и события затрагивают чувства, то мыслительная деятельность воспринимавшего протекает более активно, заставляет постоянно возвращаться к пережитому. Однако, как отмечалось, слишком бурное переживание событий может оказывать отрицательное воздействие как на само восприятие, так и на сохранение его в памяти или же существенно искажает его.
На сохранении воспринятого в памяти сказываются и многие другие обстоятельства. Воспоминания бледнеют, стираются и вовсе утрачиваются под влиянием напряженной умственной работы, большого количества интересных событий и обилия новых восприятий. Когда их материал сходен или связан с расследуемым событием, возникает опасность смешения восприятий, подмены части информации, полученной из одного источника, сведениями, почерпнутыми иным путем (беседы с другими свидетелями, слухи, сообщения прессы и т.п.).
Забывание,- процесс, обратный запоминанию. Существует кривая, полученная в результате экспериментальных данных. Забывание информации, не основы, а деталей особенно интенсивно в течение первых двух часов. Спустя 9 часов сохраняется 40% информации, спустя 24 часа - 35%, через месяц - 30%.
Межличностные отношения в группе, Деловые и личностные отношения.
Взаимоотношения в группе делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные.
Официальными называются отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются официальными положениями, правилами, нормами.
В отличие от них нео ...
Результаты и анализ исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГЛПУ Кировского перинатального центра в 1-ом гинекологическом отделении, специализирующемся на гинекологических операциях проводимых как лапаротомным, так и лапароскопическим методами. Объектом для исследования были выбраны две группы пациентов в возрасте 25-40 лет и 35-50 лет, которым ...
Средства воздействия
Важной особенностью динамической структуры личности является её приуроченность к определенному отрезку времени, конкретной ситуации, в которых можно говорить о состоянии психики и поведении человека. Поэтому, различают два аспекта динамической структуры личности: внутренний (интроспективный) и внешний (поведенческий). Оба носят характер ...