Психологические основы обыскаСтраница 2
Деятельность следователя при обыске должна определяться разработанными и достаточно мотивированными поисковыми версиями. При этом нужно учитывать ряд обстоятельств.
Преступники обычно предвидят возможность обыска и поэтому стремятся как можно надежнее спрятать орудие преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем. Следовательно, укрытие является результатом продуманной целенаправленной деятельности.
Для того, чтобы максимально затруднить розыск, преступники зачастую не используют места, предметы, предназначенные в обиходе для обычного хранения вещей, денег, ценностей, например, шкафы, чемоданы, ящики стола и т.п., а избирают в качестве тайников, хранилищ места, предметы совсем иного назначения.
В целях надежного укрытия преступники нередко прибегают к изготовлению специальных тайников.
Преступники порой видоизменяют внешний вид указанных предметов, например перекрашивая их. (Преступник изготовил из похищенного на прииске промышленного золота крючки, покрасил их масляной краской и укрепил в коридоре в качестве крючков для одежды.)
Избирая способ укрытия, преступник в некоторых случаях стремится психологически затруднить поиск. Он может спрятать ценности в игрушки ребенка, рассчитывая на любовь ищущего к детям, среди хлама, тряпья, мусора, нечистот в расчете на его брезгливость и т.д.
Решая вопрос о возможных местах способах укрытия, следователь также должен учитывать и совокупность объективных и субъективных факторов. Объективные факторы включают в себя обстановку места обыска и характеристику искомых предметов.
Выбор преступником мест и способов укрытия не является полностью свободным, детериминирован рядом условий, в том числе и обстановкой его жилища, иных мест, где он может спрятать орудия преступления, ценности. Так, наличие приусадебного участка, дачи позволяет преступнику сделать тайник в земле, в деревьях; их отсутствие лишает его такой возможности.
Места и способы укрытия, а следовательно, и направление поиска во многом обусловлены физическими, химическими и иными свойствами предметов, которые прячутся. Например, крупные размеры предметов, добытых преступным путем, не позволяют спрятать их среди обычной обстановки квартиры; физико-химические свойства золота, драгоценных камней дают возможность хранить их в земле, воде, среди продуктов питания и т.д.
Субъективные факторы укрытия определяются личностными данными преступника. Так, выбор места и способа укрытия во многом зависит от пола и возраста преступника, Специфические интересы, знания, умения, технические навыки мужчин зачастую обусловливают создание тайников в корпусах и механизмах телевизоров, магнитофонов и других электробытовых приборов. Женщины чаще устраивают тайники среди обычных бытовых предметов продуктов питания,консервированных фруктах, овощах. При этом ими могут применяться весьма хитроумные способы укрытия (например, драгоценности - во вскрытой и вновь искусно запакованной пачке стирального порошка, золотые изделия - в банке топленого масла, денежные купюры - под подкладкой одежды и т.п.).
При решении задачи о наиболее вероятных местах и способах укрытия следует учитывать и возраст обыскиваемых. От него в значительной степени зависят опыт, интересы, склонности, стереотипы поведения, эмоциональные особенности. В свою очередь, качества личности, определяемые возрастом, обусловливают выбор мест и способов укрытия. Эти закономерности наиболее ярко прослеживаются при проведении обыска у несовершеннолетних обвиняемых.
Свойства внимания
Колебание внимания.
Оно выражается в периодической смене объектов, на которые оно обращается.
Колебание внимания следует отличать от повышения или понижения интенсивности внимания, когда в отдельные отрезки времени оно бывает то более, то менее напряженным. Колебание внимания наблюдается даже при самом сосредоточенном и устойчивом вни ...
Теоретические основы игры как фактора развития детей младшего дошкольного
возраста. Понятие «игра» и актуальные вопросы детской игры
Человеческая культура возникла
и развертывается в игре, как игра.
Й. Хейзинг
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению Г.К. Селевко – игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыт ...
Теории формирования речи
Рассмотрим основные психологические теории, объясняющие процесс формирования речи. Одна из них — теория научения. Данная теория утверждает, что подражание и подкрепление являются основными механизмами формирования и развития речи у человека. Предполагается, что у ребенка имеется врожденная потребность и способность к подражанию, в том ч ...