Методы и организация исследования
Страница 3

Для исследования распределения и переключения внимания успешно применялась методика «отыскивание чисел с переключением внимания» «по красно-черным таблицам». Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа.

Испытуемые должны отыскивать попеременно красные числа в возрастающей степени (от 1 до 25), черные – в убывающем порядке (от 24 до 1) в течение 5 мин., записывая результат столбцами. Задание вначале опробуется по исходному бланку в течение 3–4 мин. Затем дважды повторяется по 5 мин., как два контрольных задания (по разным бланкам). Для оценки используется лучший результат из двух контрольных заданий (рис. 17). приближенная оценка может быть выставлена с помощью таблицы (см. приложение 5).

Второе контрольное задание предъявляется после эмоционального инструктирования, его результаты учитываются при оценке эмоциональной устойчивости.

Инструкция: «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных чисел. Нужно отыскивать красные числа от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а черные – от 24 до 1 в убывающем порядке. Числа отыскиваются поочередно: 1 – красное, 24 – черное, 2 – красное, 23 – черное, 3 – красное и т.д. сумма двух чисел красного и черного всегда равна 25 (1+24=25, 2+23=25). Возле каждого числа стоит какая-нибудь буква – символ этого числа. Когда найдете очередное число, пишите его и рядом соответствующую букву. Числа и буквы записываются столбиком парами.

Возьмите другой бланк. Сейчас выполняйте контрольное задание. Приготовились! Начали! Включить секундомер. Через 5 минут подать команду «Стоп! Закончить работу! Перевернуть бланки!». Второе контрольное задание: «Возьмите следующий бланк. Задание выполняйте также как и предыдущее, но необходимо обязательно улучшить результат. Если у Вас хорошие волевые качества, Вы сумеете его улучшить, если недостаточные, то чем больше будете стараться, тем будет хуже. Таким путем мы оцениваем вашу эмоциональную устойчивость. Приготовились! Начали! По ходу строгим голосом подавать команды: «Прошла минута! Еще минута! Еще минута! Осталось столько-то минут! Осталось 30 секунд. Через 5 минут подать команду «Стоп!». Закончить работу! Перевернуть бланки!

Время для работы с бланком 1–40 – 1,5 мин. (с бланками 1–70 – 4 мин.). Оценка результатов работы с бланками осуществляется по таблице (см. приложение 6)

Инструкция: (для бланка 1–40): «Перед вами бланк, на котором числа от 1 до 40. Всего в таблице 25 чисел, значит 15 (от 40) пропущено. Вам надо отыскивать по порядку числа на таблице в течение 1,5 мин. На контрольном месте перед вами ряд чисел от 1 до 40. Если Вы не найдете какое-либо число на таблице, вычеркните его в контрольном листе. Исправление не допускается».

Инструкция перед выполнением второго задания: «Будете выполнять точно такое же задание, только по другой таблице, и Вам ставится задача непременно улучшить результат. Если у Вас недостаточная эмоциональная устойчивость, то чем больше будете стараться, тем хуже получится. Постарайтесь взять себя в руки! Приготовиться! (Повесить новый плакат!) Начали! (Включить секундомер). Через 1,5 мин. Команда «Стоп!». (16а, 16б).

Страницы: 1 2 3 


Коллектив как высший уровень развития групп. Этапы развития коллектива
На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностными поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо. На второй стадии происходит пере ...

Психологическое содержание подросткового периода
Подростковый возраст - один из самых сенситивных и критических периодов развития и становления человека как биологического вида и как личности. В этот период в организме человека и в его психике происходят революционные изменения. У большинства людей это время ассоциируется со стремлением к свободе, независимости, удовольствиям, пережив ...

Особенности дошкольного возраста (синтетивность) Развитие личности дошкольника
В психологии понятие "личность" используется в двух основных значениях. С точки зрения одних психологов, личность — это любой человек, обладающий сознанием. По словам К.К. Платонова, "это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему". Другие психологи под ...