Теоретические основы профилактики и разрешения межличностных конфликтов
среди детей школьного возрастаСтраница 3
1) позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог, не будучи убежден, что конфликт - это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;
2) позиция нейтралитета - педагог старается не замечать столкновения, возникающие среди воспитанников, и не вмешиваться в них;
3) позиция избегания конфликта - педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как выйти из создавшейся ситуации;
4) позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела. Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать конфликт и управлять им (28, с. 116-117).
Взаимодействуя с участниками при урегулировании конфликта, социальный педагог может использовать следующие тактики посреднического поведения:
• тактика поочередного выслушивания на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период острого конфликта, когда разъединение сторон невозможно;
• сделка - посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссных решений;
• челночная дипломатия - медиатор разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая различные аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;
• давление на одного из участников конфликта - большую часть времени третья сторона посвящает работе с одним из участников, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов участник идет на уступки;
• директивное воздействие предполагает акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель - склонение сторон к примирению (3. с. 56-57).
Правила грамотного преодоления конфликта включают в себя следующее:
- попытайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны;
- не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некоторое конкретное время, чтобы осмыслить создавшуюся ситуацию: урегулирование конфликта - это решение проблемы «что делать», а не расследование вины «кто виноват»;
- не давайте конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники; проблемы должны решаться преимущественно теми, кто их создал;
- преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами;
- ищите момент для начала переговоров между участниками конфликта, «точки» доверия и уважения к партнерам по переговорам;
- при обсуждении анализируйте мнения противоположных сторон, ищите компромисс, выслушивайте мнение каждой стороны: не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть. Согласия в конфликте можно достичь путем определения общей основы оценок;
- конфликт разрешим при твердом намерении обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;
- по частям, шаг за шагом, можно разрешить любое напряжение, преодолеть любые межличностные противоречия (16, с. 35-39).
Социальному педагогу необходимо не только самому руководствоваться вышеперечисленными требованиями в организации общения, разработке мер по преодолению конфликтных ситуаций, но и информировать о них воспитанников, использовать упражнения, тренинги для выработки неконфликтного стиля поведения.
Предупреждение же конфликтов среди школьников, а особенно школьников подросткового возраста включает в себя ряд этапов:
1. диагностический (изучение микроклимата в коллективе или среди отдельных учащихся, например учащихся группы риска с помощью диагностических методик: тесты, анкеты, метод наблюдения) (Приложение 1);
Эффект от внедрения комплексной сказкотерапии.
1. Снижение уровня внутренней тревожности и агрессивности, повышение успеваемости, развитие позитивной коммуникации, развитие нравственных ценностей и творческих способностей у детей и подростков, взрослых.
2. Стабилизация социально-психологического климата в семьях и психолого-педагогических коллективах.
3. Создание новых учебно-разв ...
Выводы
1. Психологические технологии – это совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.
2. Психологические технологии профессиональной ориентации - это совокупность методов и приемов, направленных на эффективное управление процессом выбора профессии и ...
Теоретические основы игры как фактора развития детей младшего дошкольного
возраста. Понятие «игра» и актуальные вопросы детской игры
Человеческая культура возникла
и развертывается в игре, как игра.
Й. Хейзинг
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению Г.К. Селевко – игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыт ...