Алгоритм работы с клиентами зрелого возраста (по Андреевой).
Сказкотерапия в групповой работе с клиентами зрелого возраста (студентами, учителями, воспитателями, практическими психологами) строится по следующему алгоритму:
1. «Разогрев». Используются упражнения для перевода адекватного, рационального восприятия мира на символически-мифологический уровень.
2. Чтение и прослушивание сказки. Выбор народной сказки осуществляется исходя из потребностей членов группы и особенностей групповой динамики.
3. Выбор сказочных персонажей. Каждый член группы по желанию выбирает главные и второстепенные, одушевленные и неодушевленные сказочные образы, опираясь на два принципа: «сказочный персонаж похож на меня» и «сказочный персонаж совсем не похож на меня».
4. Идентификация с образами. Участники готовят и используют сказочные атрибуты, проводят свернутую минирепетицию для лучшей идентификации с собственными образами, знакомства с другими персонажами, для пространственного обозначения мест сказочных действий.
5. Настрой на спонтанность и творческость. На фоне функциональной музыки все персонажи исполняют коллективный танец.
6. Постановка сказки. В сказочном действии все персонажи на телесном и эмоциональном уровне проживают сюжет и свои трансформации в рамках этого сюжета, при этом используя спонтанные реплики и поведенческие модели.
7. Рефлексия. Участники вербализируют свои чувства и телесные ощущения, полученный опыт в ходе взаимодействия и общения с другими сказочными персонажами. В рефлексии участвует супервизор.
8. Дополнительное обсуждение.
9. Теория сказкотерапии. Теоретический анализ наработанного клиентского опыта.
10. Повторная постановка сказки. Во-первых, предоставляется возможность еще раз «прожить» линию сказочного персонажа, но уже с новым опытом и подключением внутренних ресурсов, во-вторых, можно выбрать совершенно другой сказочный образ и получить новый эмоциональный, телесный опыт.
Принципами работы ведущего сказкотерапевтической группы являются: недирективность, направленность на каждого участника в отдельности и группу в целом, креативность, спонтанность, образная и семантическая гибкость, вербально-невербальная флексибельность, постоянная рефлексивность(1,96).
Алкогольная аддикция
Среди химических аддикции лучше всего изучена алкогольная аддикция. Хотя парадоксальность ситуации заключается в том, что термин "изучена" в данном случае не совсем верен, так как касается в основном токсического воздействия алкоголя на организм. Игнорирование аддиктивного звена процесса не дает ответа на вопрос, почему люд ...
Итоговое обследование на выявление уровня
тревожности
Повторное обследование проходило по тем же методикам, которые были использованы при первично диагностике. Результаты обследования представлены в таблицах 3.3 и 3.4.
Таблица 3.3 – Результаты исследования тревожности контрольной группы
№ беременной
Опросник Спилбергера
Шкала Тейлора
Немотивированная тревожность
СТ
ЛТ ...
Общие представления о психологическом пространстве личности
Психологическое пространство личности мы понимаем как субъективный значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека. Оно включает комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территорию, личные предметы, социальные привязанности, установки ...