ПриложенияСтраница 1
Приложение 1
Структура психических процессов с точки зрения перинатальной психологии
I-IV — зоны перинатальных матриц; 1 — инстинкт самосохранения, 2 — инстинкт продолжения рода, 3 — инстинкт альтруизма, 4 — инстинкт творчества, исследовательский, 5 — инстинкт доминирования; 6 - инстинкт свободы, 7 — инстинкт сохранения достоинства; А — состояние включенного сознания: от логического анализа до сна и трансовых состояний; В— состояние сознания, при котором анализ скоординирован с индивидуальной волей и может проявиться в виде принятия решения, ответственности; С - уровень проявления эмоций в реальной жизни, легкие эмоциональные трансы (смех, плач, релаксация), возникающие как реакция на опыт взаимодействия с окружающим миром; D — уровень подсознания, психические функции, играющие роль буфера (фильтра) между сознанием и бессознательным; Е — вытесненный эмоциональный опыт, проявляющийся в психосоматических реакциях; зона сновидений, отражающих индивидуальный жизненный опыт, связанный с близкими людьми, семьей; F — зона перехода области индивидуального опыта (сознания) в область коллективного бессознательного; зона сновидений с потерей самоидентификации, с фантастическими образами и явлениями, архетипы, взаимодействие с которыми может привести к переживанию, как счастья, так и страха, ужаса; G — коллективное бессознательное, глубинная трансовая зона, состояние сознания, идентичное Сверх-Я.
Приложение 2
Уровни (структуры) индивидуума и методы воздействия
Уровни воздействия |
Методы воздействия |
Личностный |
Групповая, семейная и индивидуальная психотерапия, аутотренинг, арттерапия, ролевые игры |
Эмоциональный |
Арттерапия, ролевые игры, телесноориентирванная терапия, групповая психотерапия |
Когнитивный |
Лекции, семинары |
Операциональный |
Отработка навыков |
Психофизический |
Аутотренинг, арттерапия, телесноориентированная терапия |
Ожидаемые результаты психологической работы с семьей[41]
Усиление конструктивных факторов |
Ослабление разрушительных факторов |
принятие на себя ответственности за семью, ребенка и род |
Эмоциональное безразличие |
самоанализ и самосовершенствование |
отношение к ребенку как к объекту |
повышение родительской компетентности |
ослабление негативных чувств: вины, страха, тревоги, агрессии, уныния |
уважение к ребенку и взаимодействие с ним | |
принятие жизни в развитии, изменений в себе, близких и семье | |
уважение к проявлениям многообразия в природе и культуре | |
усиление позитивных чувств: радости, уверенности, спокойствия, любви |
Приложение 3
Тесты на выявление тревожности
Тест «Шкала реактивной и личностной тревожности» (опросник Спилбергера)
1. Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Суждения:
№ п/п |
Суждение |
Нет, это не так |
Пожалуй, так |
Верно |
Совершенно верно |
1 |
Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Мне ничто не угрожает |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я нахожусь в напряжении |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я внутренне скован |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я расстроен |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Я ощущаю душевный покой |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я встревожен |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я уверен в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я не нахожу себе места |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Я не чувствую скованности, напряжения |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Я слишком возбужден и мне не по себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Мне радостно |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Мне приятно |
1 |
2 |
3 |
4 |
Психосоматические реакции
Психосоматическое симптообразование в психоанализе интерпретируется как защита от конфликтов. Возникновение и течение психосоматических заболеваний мы понимаем здесь в виде реакции на раздражитель в следующих видах: эмоция, вегетативное разрегулирование, функциональное нарушение, морфологическое изменение. Некоторые из психосоматических ...
Мотивационный подход зарубежных исследователей
Мотивационный подход давно разрабатывается в зарубежном и отечественном менеджменте. Но в его основе лежит классификация потребностей личности разработанная зарубежными исследователями (например, в работах А. Маслоу, Д. Мак Клелланда, Ф. Херцберга). Процессуальные теории (теория ожидания, теория справедливости, модель Портера-Лоулера) и ...
Иследования ожидания в межличностных отношениях в
современной психологии
Как видно из вышеизложенного, взгляды на феномен ожидания разных авторов расходятся. Поэтому в этом разделе будет рассмотрено, как интерпретируют ожидания, к какому феноменологическому полю их относят, какое их содержание, с какими другими феноменами их связывают.
Психоаналитический подход и психодинамическая теория позволяют выделить ...