Исследование влияния семейного воспитания на дисгармонизацию характера
подростковСтраница 1
Объектом исследования являются ученики 8 класса МОУ СОШ №1 с. Канглы Минераловодского района и их родители.
В ходе диагностики было опрошено 40 человек (20 подростков и 20 родителей).
Данное исследование проходило в три этапа.
1. Диагностика учащихся.
Для диагностики подростков использовались следующие методики: «Характерологический опросник» К. Леонгарда и «Методика диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки, адаптированная
А.К. Осницким.
Данные методики предъявлялись учащимся в четверг – наименее загруженный учебными предметами – с недельным интервалом. При этом все преподаватели были предупреждены о проходящем исследовании, с целью обеспечения максимального психологического комфорта подростков.
2. Диагностика родителей учащихся.
Родителям учащихся предлагался «Опросник анализа семейного воспитания» Э.Г. Эйденмиллера (АСВ).
Цель данного исследования родителей подростков – определить стиль семейного воспитания. Каждому человеку предоставлялся ряд вопросов, на которые им необходимо было ответить индивидуально.
В итоге необходимо было определить, как стиль семейного воспитания влияет на дисгармонизацию характера подростков.
3. Анализ полученных результатов.
Анализ результатов «Характерологический опросник» К. Леонгарда представлен на рисунке№1.
Рис.1 Результаты изучения типов акцентуаций характера у подростков.
Как видно из Рис.1 в данном коллективе подростков значительно преобладает демонстративный тип характера. Людей с демонстративным типом характеризует легкость установления контактов, стремление к лидерству, жаждой власти и похвалы, склонность к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью. Этот тип демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам. Такие люди раздражают окружающих своей самоуверенностью, высоким уровнем притязаний. Систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Обвинительны, артистичны, обходительны, проявляют неординарность в мышлении и поступках.
Анализ диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки представлен на рисунке №2.
Рис.2 Результаты изучения агрессивности подростков.
Проведя качественный анализ видно, что в данной группе подростков преобладают косвенная агрессия и обида. Подростки с косвенной агрессией используют окольные пути, направленные против лиц - сплетни, шутки и проявления не направленных, неупорядоченных, взрывов ярости.
Подростки с преобладающей обидой - проявляют зависть, ненависть к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольство кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания.
При этом агрессия преобладает у подростков с возбудимой, гипертимной и демонстративной акцентуациями характера, а обида – у подростков с тревожными, эмотивными и педантичными акцентуациями.
Проанализировав результаты исследования стиля семейного воспитания, мы видим, что в семье, где преобладает гипопротекция или доминирующая гиперпротекция у подростков формируется гипертимная акцентуация характера – безответственность, неумение спокойно анализировать, агрессивность; при гиперпротекции и эмоциональном отвержении – быстрая смена настроения от «мировой скорби» к безудержному веселью, раздражение. Истероидная акцентуация формируется при потворствующей гиперпротекции, шизоидная – при жестоких взаимоотношениях в семье. При унижении подростка родными и близкими формируется циклоидный тип характера [Приложение 4].
Манипулятивное общение
Манипулятивное общение - это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрыто. Манипуляция предполагает объектное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой "разрешенной манипуляци ...
Воображение
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать ...
Занятие 2
Тема: Здравствуйте, это я!
Цель занятия: способствовать развитию самовыражения, продолжение работы над сплоченностью группы, развивать навыки позитивного социально поведения.
1. Введение.
Приветствие .Ритуал начала занятия. Передавая друг другу свечу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит. Возьмите себе немножко тепла, поверните ...