ПриложенияСтраница 16
U эмп. = 103,5, то есть U эмп. > U кр., поэтому нельзя говорить о том, что уровень тревожности женщин контрольной группы на конец исследования понизился.
Для выявления динамики уровня тревожности у женщин, которые занимались акватренингом, проведем математическую обработку показателей тревожности на начало и на конец исследования.
Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки женщин экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента («Шкала ситуативной тревожности»).
Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню тревожности на различных этапах исследования. Занесем полученные данные в таблицу А6.
Таблица А6 - Ранжирование баллов экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе («Шкала ситуативной тревожности»)
Контрольный этап эксперимента |
Констатирующий этап эксперимента | ||
Показатель уровня |
Ранг |
Показатель уровня |
Ранг |
59 |
25 |
42 |
12 |
48 |
20 |
46 |
16,5 |
66 |
29 |
42 |
12 |
50 |
23 |
39 |
7,5 |
46 |
16,5 |
42 |
12 |
46 |
16,5 |
46 |
16,5 |
34 |
5 |
34 |
5 |
60 |
26,5 |
32 |
3 |
71 |
30 |
64 |
28 |
52 |
24 |
41 |
9,5 |
41 |
9,5 |
29 |
2 |
49 |
21,5 |
49 |
21,5 |
46 |
16,5 |
46 |
16,5 |
34 |
5 |
26 |
1 |
60 |
26,5 |
39 |
7,5 |
∑ |
294,5 |
∑ |
170,5 |
Общая сумма рангов: 294,5 + 170,5 = 465.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле:
∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где
Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;
Ŕ - общая сумма рангов.
∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированы верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T,
где n – количество испытуемых в каждой выборке;
T – большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 294,5 = 50,5
По таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 72 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01)
U эмп. = 50,5, то есть U эмп. < U кр., поэтому можно говорить о том, что уровень тревожности женщин экспериментальной группы на конец исследования понизился по сравнению с началом исследования.
4. Выявим значение критерия Манна – Уитни для результатов, полученных по тесту «Склонность к немотивированной тревожности». Данные занесем в таблицу А7.
Таблица А7 - Ранжирование баллов контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе («Немотивированная тревожность»)
Контрольный этап эксперимента |
Констатирующий этап эксперимента | ||
Показатель уровня |
Ранг |
Показатель уровня |
Ранг |
9 |
21,5 |
9 |
21,5 |
8 |
18 |
11 |
27,5 |
6 |
10 |
6 |
10 |
10 |
24,5 |
12 |
30 |
4 |
4,5 |
4 |
4,5 |
11 |
27,5 |
11 |
27,5 |
7 |
14,5 |
7 |
14,5 |
7 |
14,5 |
10 |
24,5 |
6 |
10 |
6 |
10 |
9 |
21,5 |
11 |
27,5 |
5 |
6,5 |
9 |
21,5 |
8 |
18 |
8 |
18 |
5 |
6,5 |
3 |
2 |
6 |
10 |
7 |
14,5 |
3 |
2 |
3 |
2 |
∑ |
209,5 |
∑ |
255,5 |
Результаты анализа данных, полученных по опроснику
А. Маслоу
Для выявления различий психологических характеристик экспериментальной и контрольной групп по 14 шкалам проводилось сравнение полученных результатов (количества баллов). Степень различия показателей между группами определялись с помощью U-критерия Манна-Уитни. Результаты сравнения представлены в таблице № 2.
Таблица № 2. Результаты сра ...
Факторы, способствующие развитию аддиктивного
поведения
Процессу появления и развития аддиктивного поведения могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния (Короленко Ц.П. Дмитриева Н.В., 2000 г.)
Под биологическими
предпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Замечено, ...
Химические
аддикции
Химические аддикции связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих психическое состояние. Многие из этих веществ токсичны и вызывают органические поражения. Некоторые вещества, изменяющие психическое состояние, включаются в обмен и вызывают явления физической зависимости. ...