ПриложенияСтраница 16
U эмп. = 103,5, то есть U эмп. > U кр., поэтому нельзя говорить о том, что уровень тревожности женщин контрольной группы на конец исследования понизился.
Для выявления динамики уровня тревожности у женщин, которые занимались акватренингом, проведем математическую обработку показателей тревожности на начало и на конец исследования.
Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки женщин экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента («Шкала ситуативной тревожности»).
Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню тревожности на различных этапах исследования. Занесем полученные данные в таблицу А6.
Таблица А6 - Ранжирование баллов экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе («Шкала ситуативной тревожности»)
|
Контрольный этап эксперимента |
Констатирующий этап эксперимента | ||
|
Показатель уровня |
Ранг |
Показатель уровня |
Ранг |
|
59 |
25 |
42 |
12 |
|
48 |
20 |
46 |
16,5 |
|
66 |
29 |
42 |
12 |
|
50 |
23 |
39 |
7,5 |
|
46 |
16,5 |
42 |
12 |
|
46 |
16,5 |
46 |
16,5 |
|
34 |
5 |
34 |
5 |
|
60 |
26,5 |
32 |
3 |
|
71 |
30 |
64 |
28 |
|
52 |
24 |
41 |
9,5 |
|
41 |
9,5 |
29 |
2 |
|
49 |
21,5 |
49 |
21,5 |
|
46 |
16,5 |
46 |
16,5 |
|
34 |
5 |
26 |
1 |
|
60 |
26,5 |
39 |
7,5 |
|
∑ |
294,5 |
∑ |
170,5 |
Общая сумма рангов: 294,5 + 170,5 = 465.
Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле:
∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где
Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;
Ŕ - общая сумма рангов.
∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465
Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированы верно.
Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T,
где n – количество испытуемых в каждой выборке;
T – большая из двух ранговых сумм.
U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 294,5 = 50,5
По таблицам найдем критическое значение для n.
U кр. = 72 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01)
U эмп. = 50,5, то есть U эмп. < U кр., поэтому можно говорить о том, что уровень тревожности женщин экспериментальной группы на конец исследования понизился по сравнению с началом исследования.
4. Выявим значение критерия Манна – Уитни для результатов, полученных по тесту «Склонность к немотивированной тревожности». Данные занесем в таблицу А7.
Таблица А7 - Ранжирование баллов контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе («Немотивированная тревожность»)
|
Контрольный этап эксперимента |
Констатирующий этап эксперимента | ||
|
Показатель уровня |
Ранг |
Показатель уровня |
Ранг |
|
9 |
21,5 |
9 |
21,5 |
|
8 |
18 |
11 |
27,5 |
|
6 |
10 |
6 |
10 |
|
10 |
24,5 |
12 |
30 |
|
4 |
4,5 |
4 |
4,5 |
|
11 |
27,5 |
11 |
27,5 |
|
7 |
14,5 |
7 |
14,5 |
|
7 |
14,5 |
10 |
24,5 |
|
6 |
10 |
6 |
10 |
|
9 |
21,5 |
11 |
27,5 |
|
5 |
6,5 |
9 |
21,5 |
|
8 |
18 |
8 |
18 |
|
5 |
6,5 |
3 |
2 |
|
6 |
10 |
7 |
14,5 |
|
3 |
2 |
3 |
2 |
|
∑ |
209,5 |
∑ |
255,5 |
Психическое развитие младшего школьника, готовность к обучению в среднем
звене и школьная адаптация
Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.
Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке мл ...
Сущность и структура педагогической деятельности
Сущность и структура педагогической деятельности, а также связанная с ними продуктивность - один из актуальнейших вопросов педагогической науки и практики. Обычно научный анализ этих важных феноменов заменяется общими рассуждениями о педагогическом искусстве. Научный анализ педагогической деятельности построен не на описаниях, а на прин ...
Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат
сравнения с другими людьми
«Я-концепция»
— это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Установки, направленные на самого себя, составляют:
1) «образ Я» — представление индивида о самом себе;
2) самооценку – эмоционально окрашенную оценку этого представления;
3) потенциальную поведенческую реакцию — те конкретные действия, ко ...

