Особенности дошкольного возраста (синтетивность) Развитие личности
дошкольникаСтраница 9
Какие же мотивы оказывают существенное влияние на поведение ребенка?
Эти мотивы связаны с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них. В числе значимых мотивов для детей этого возраста — я интерес к их новым осваиваемым видам деятельности (игра, конструирование, труд и др.).
Другая важная группа мотивов, которыми руководствуются дети возраста, - установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми в семье, в школе (детском саду). Это делает ребенка особенно чувствительным к оценкам педагога, родителей, вызывает желание выполнять требования, правила, устанавливаемые взрослыми. Дети стремятся завоевать "благосклонность", симпатии сверстников, которые им нравятся, пользуются авторитетом в группе.
Побудителем деятельности детей нередко выступают и мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение. Они проявляются и в притязаниях ребенка на главные роли в играх, на роль "отличника" в школе, в обидах ребенка ("А мне не дали стихи учить на утренник"), в его радости при достижении успеха в нелегком деле, в признании его достоинств ("А я уже мостик умею делать"), а порой и в приписывании себе не существующих пока положительных качеств, желанных предметов, в капризах. На основе стремления к самоутверждению у детей возникает и соревновательный мотив (выиграть, победить, быть лучше других). Это стремление нетрудна заметить у детей, оно связано с овладением играми-с правилами, спортивными играми, включающими в себя элемент соревнования. Соревновательный мотив дети привносят и в другие виды деятельности. Они любят сравнивать собственные успехи с успехами других ребят, не прочь прихвастнуть, остро переживают свои неудачи.
Мотивы соревновательности и самоутверждения являются своеобразным проявлением потребности детей в признании не только со стороны взрослого, но и со стороны сверстников. У детей, воспитывающихся в детском саду, эта потребность может удовлетворяться в самых разнообразных видах деятельности, причем важное поле самоутверждения здесь - игра, художественная деятельность.
Когда же ребенок поступает в школу, его положение, возможности для самоутверждения изменяются, и далеко не всегда в лучшую сторону. И это не может не беспокоить и учителей, и ученых.
Однако нельзя считать, что ситуация здесь безвыходная. Важно учесть и предупредить негативные следствия того положения, к которому может привести резкий контраст в поведении, общении педагога с детьми в детском саду и в школе, сужение сфер деятельности, в которых шестилетка мог бы утвердить свое формирующееся "Я". И тогда развитие личности шестилетнего ребенка протекает гармонично.
Статусная структура класса к концу учебного года изменилась: не стало "изолированных" детей, увеличилось количество "популярных" детей (I и II статусных групп), причем оно превышало количество детей в остальных, статусных группах, что является одним из важных показателей эмоционального благополучия в классе.
Успехи, проявленные ранее непопулярными детьми в игровой, учебной, художественной деятельности, не остались незамеченными классом (к чему, кстати, и стремились педагоги). Изменилось соотношение положительных и негативных сторон в оценке сверстников (дети чаще стали отмечать позитивные качества своих товарищей). Существенное влияние на это оказали и взаимоотношения учителя и воспитателя с детьми и друг с другом, явившиеся образцом взаимоуважения.
Малоформализованные методики
Теперь рассмотрим некоторые методы, которые включаются в понятие малоформализованная диагностика. Как уже говорилось, к числу таких приемов относятся наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
а) метод наблюдения
Это старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке.
Особ ...
Психоаналитическая теория З Фрейда
Анализ свободных ассоциаций пациентов привел 3. Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по 3. Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. 3. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на ...
Медицинские
аспекты гэмблинга
Исследователи из Мичиганского университета установили, что во время игры мозг оценивает ее результаты в течение четверти секунды и мгновенно принимает решение, продолжать ли игру, делать ли следующую ставку. Процесс принятия решений происходит автоматически, бессознательно. Причем каждый раз, когда мозг оценивает результат предыдущей иг ...

