Особенности дошкольного возраста (синтетивность) Развитие личности дошкольника
Страница 7

Информация » Психология здоровья в дошкольном учреждении » Особенности дошкольного возраста (синтетивность) Развитие личности дошкольника

В образ "Я" в прошлом и будущем детей дошкольного и младшего школьного возраста включаются все первичные компоненты структуры самосознания: изменение физического облика, половая принадлежность, притязание на признание. Первичные компоненты структуры самосознания имеют разное содержание в зависимости от временного измерения, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Половая идентификация включается как в образ прошлого, так и в образ будущего. В образе будущего она имеет большую представленность по сравнению с образом прошлого.

Оценка детьми себя в прошлом, настоящем и будущем выражает включение притязания на признание в структуру самосознания. В норме общая оценка себя во всех временных изменениях эмоционально-положительная. Общая отрицательная оценка себя выявляется только по отношению к своему прошлому. Она является средством реализации притязаний на признание в настоящем и показывает негативные тенденции в развитии личности. Частная самооценка во времени выражает представления детей о собственном прогрессивном развитии во времени. Оценка себя в прошлом, настоящем и будущем не суммируется механически из оценок по отдельным временным измерениям, а представляет собой систему оценок, имеющую свою типологию. Наличие типов самооценки во времени показывает временное единство развивающейся личности. Выделение типов самооценки во времени позволяет диагностировать благоприятные и неблагоприятные варианты ее развития.

У всех детей дошкольного и младшего школьного возраста есть представления о старости, по содержанию они бедны, односторонни, старость выступает для детей как непривлекательный возраст. К младшему школьному возрасту все дети утверждают, что они постареют, и связывают это с применением к себе основных закономерностей человеческой жизни.

Качественный сдвиг в процессе осознания себя во времени относится к переходному периоду от дошкольного к младшему школьному возрасту, который можно охарактеризовать как формирование в самосознании ребенка связей между его личным прошлым, настоящим и будущим. В это время ребенок осознает основные закономерности человеческой жизни и переносит их на себя. Происходит присвоение личностью линейной модели времени на уровне самосознания.

Замечено, что желание ребенка переместиться в прошлое — как правило, свидетельство неблагополучия в развитии его личности, депривации притязания на признание. Отсутствие желания изменить свой возраст показывает нормальное функционирование механизма возрастной идентификации личности, что означает безусловное положительное принятие себя как представителя возраста. Дети дошкольного и младшего школьного возраста наиболее предпочтительным возрастом считают взрослость. Желание переместиться в будущее является нормативным для детей дошкольного возраста. Однако стремление ребенка переместиться в будущее может наблюдаться и в случае неблагоприятного развития личности, хотя ориентация на будущее является более прогрессивной, чем ориентация на прошлое[10].

Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога. Ведь, как справедливо заметил Б.Г. Ананьев, оценочное суждение ребенка "непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы".

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Занятие 9
Цель: Сплочение группы Ход занятия: Приветствие участников группы, упражнения для включения в работу. Основная часть занятия, направленная на сплочение группы. Подведение итогов, обсуждение занятия. 1 упражнение. Ритуал приветствия. 2 упражнение. Упражнение-игра "Тик-так" Цель: снятие напряжения, активизация внимания. ...

Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга
Мы рассмотрели современные представления о трех основных функциональных блоках мозга и постарались показать роль каждого из них в организации сложной психической деятельности. Было бы неправильным думать, что каждый из этих блоков может самостоятельно осуществлять ту или иную форму деятельности, считая, например, что второй функциональ ...

Состояние психики и тревожности во время беременности. Психика с точки зрения перинатальной психологии
«Мы не можем смотреть на материнство только с точки зрения его благополучного завершения. Мы должны вникнуть в жизнь молодой женщины и ознакомиться с мыслями и переживаниями, которые в конечном итоге и приводят ее к желанию стать матерью»[14], - пишет Грантли Дик-Рид. Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии ...