Готовность к обучению в среднем звене, основные проявления и факторы школьной дезадаптации
Страница 3

Информация » Особенности психолого-педагогического сопровождения в период адаптации младших школьников к обучению в среднем звене » Готовность к обучению в среднем звене, основные проявления и факторы школьной дезадаптации

В схематическом виде процесс адаптации развертывается по принципу ²замкнутого порочного круга², где пусковым механизмом является, как правило, резкое изменение условий среды, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем немалое значение имеют и те особенности или недостатки в индивидуальном развитии человека, которые не позволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности.

В связи с увеличением нарушений поведения, достигающих уровня клинической и криминальной выраженности, проблему школьной дезадаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующих поисков продуктивного решения на практическом уровне [7].

Сравнительно недавно в отечественной, большей частью психиатрической, литературе, появился термин ²дезадаптация², обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Его употребление, неотделимое в данном случае от клинического контекста, неоднозначно и противоречиво, что обнаруживается прежде всего, в оценке роли и места состояний дезадаптации по отношению к категориям "норма" и "патология". Отсюда – трактовка дезадаптации как процесса протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и соответственно, привыканием к другим; понимание под дезадаптацией нарушений, выявляемых при акцентуациях характера или под влиянием психогений; оценка преневротических нарушений, невротических реакций и состоянии как наиболее универсальных проявлений психической дезадаптации. Кроме того, термин ²дезадаптация², употребляемый в отношении психически больных, означает утрату или нарушение полноценного взаимодействия индивида с окружающей средой.

Патогенность тех или иных факторов, как отмечал В.Н. Мясищев, определяется не только объективным характером травмирующей ситуации, но и субъективным отношением к ней личности, поэтому процесс дезадаптации в большей степени зависит от мотивационной структуры, эмоциональных и интеллектуальных особенностей индивида. По мнению И.Г. Беспалько, каждый человек со свойственным ему ²конституционным соматотипом² живет в своем ²стрессовом фоне² социальной среды, проявляя как избирательную чувствительность к различного рода влияниям, таки определенные формы реагирования на них. Дезадаптация усугубляет имеющиеся у человека психические и соматические нарушения, что ведет к еще большей дезадаптации и дальнейшем отклонении в развитии. Таким образом, клинико-психологический подход к изучению проблем дезадаптации и ее проявлений ориентирует на исследование факторов и ситуаций повышенного риска в формировании всевозможных патологических изменений, выделениям наиболее уязвимых по отношению к неблагоприятным воздействиям контингентов среды населения – так называемых групп риска [22].

Подводя итог вышеизложенному, мы пришли к выводу, что причинами школьной дезадаптации пятиклассников могут быть:

1: Изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен Ваш ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

Страницы: 1 2 3 4


Контрольный этап исследовательской работы
Для того, чтобы проверить эффективность экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной группы. Для контрольного обследования была выбрана социометрия – «С кем бы я поехал в цирк». Цель исследования: подтвердить эффективность выбранных методов по формированию взаимоотношений дете ...

Психологические характеристики допроса.
Допрос можно рассматривать с различных точек зрения, с процессуальной, криминалистической, судебной, психологической. Допрос считается самым психологизированным следственным действием. В нем, как ни в каком другом следственном действии, во-первых, следует учитывать различные психологические закономерности, индивидуальные особенности его ...

Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания. Самосознание и его место в психической организации человека
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении с ...