Объект и методы исследования
В соответствии с задачами исследования было проведено тестирование студентов 1-3 курсов биолого-почвенного факультета ВГУ (69 девушек и 22 юноши)
Были использованы следующие методики:
1. оценки свойств нервной системы по Сафонову В.К. (опросник СНС);
2. определения типов темперамента по Айзенку Г.;
3. определения личностной тревожности по Спилбергеру;
4. оценки общего уровня здоровья по Кураеву Г.А. (ООУЗ).
Для оценки свойств нервной системы испытуемым предлагалось ответить на 56 вопросов анкеты. Каждый вопрос имел 5 вариантов ответа, обозначенных буквами: а, б, в, г, д. На бланке для ответов испытуемые напротив каждого вопроса ставили одну из букв, в соответствии их ощущению или поведению. Затем, подсчитываются баллы, закодированные в следующей шкале: первый ответ – 5 баллов, второй – 4 балла, третий – 3, четвертый – 2, пятый – 1. Вопросы 23, 33, 41 оцениваются в обратном порядке.
Оценка свойств нервной системы по опроснику СНС осуществляется по семи шкалам, каждой из которых соответствовал определенный номер вопроса и ответа.
1. Шкала чувствительности (ШЧ)– 1,8,15,23,32,37,46,50.
2. Шкала эмоциональной реактивности (ШЭР) – 2,9,22,25,33, 38, 45, 53.
3. Шкала подвижности нервных процессов (ШПНП) – 5, 14, 19, 26, 35, 40, 49, 54.
4. Шкала силы процесса торможения (ШСПТ) – 4, 12, 17, 27, 34, 41, 48, 55.
5. Шкала энергичности (ШЭН) – 7,10,21,24,31,39,43,52.
6. Шкала выносливости к длительным нагрузкам (ШВДН) – 3, 11, 16, 20, 30, 36, 44, 51.
7. Шкала выносливости к интенсивным нагрузкам (ШВИН) – 6, 13, 18, 29, 46, 47, 56, 28.
Для оценки свойств нервной системы проводился анализ по каждой из шкал.
При проведении оценке и подсчету результатов в данном случае было целесообразно использовать шкалу, содержащую 3 интервала. После определения суммы балов по шкалам, все испытуемые были разбиты на 3 группы. Затем была построена 3-х бальная шкала (табл. 1), т.к. такой прием шкалирования удобен для выделения крайних групп испытуемых, у которых в наибольшей степени наблюдается проявление оцениваемого свойства нервной системы.
Таблица 1
Трехбальная оценка выраженности свойств нервной системы
Выраженность свойств нервной системы | |||
Теоретическая часть. Мотивация достижения успеха Исследование тревожности и ее проявлений в
онтогенезе. Анализ теории
тревожности в зарубежной и отечественной психологии Проблема эмоционального выгорания у педагогов |