Заключение
Проведя данную работу, мы рассмотрели понятия депрессии, депрессивности, эмоционального стресса и стрессоустойчивости, а также рассмотрели симптомы и причины тикозных гиперкинезов, в том числе двигательных тиков. Выяснилось, что депрессия и депрессивность, разные, хотя и связанные явления. Депрессия – это психическое расстройство, вызывающее постоянные негативные эмоции и потерю интереса к жизни, приводящую порой к суицидам. С точки зрения психоаналитика одним из наиболее распространенных симптомов депрессии является нарушение регуляции самооценки. Жертвами депрессии становятся пациенты с нестабильной самооценкой, не имеющие внешней опоры, поддерживающей из Я-образ. В то время как, депрессивность, не что иное, как акцентуация характера, именуемая дистимностью. Для нее характерны негативные эмоции, тревожность, чувствительность и неприятным ситуациям.
Эмоциональный стресс – это реакция организма не необычные ситуации, требующие проявления волевых, интеллектуальных и эмоциональных качеств личности. Его вызывает стрессоры, как физические, так и экстремальные, производственные или психосоциальные. Ими могут быть утрата близкого, проблемы в учебе, необходимость нести ответственность или приятные события: праздник, встреча с близким человеком, переезд. У людей с депрессивностью длительные и частые эмоциональные стрессы могут вызывать депрессию. Снижение стойкости к стрессам – стрессоустойчивости приводит к ранимости. Двигательные тики также могут возникать у детей вследствие негативного стресса – дистресса. Могут они сопровождаться и различными невротическими расстройствами депрессивными состояниями.
Исходя из этого, была сформирована гипотеза исследования о том, что подростки с двигательными тиками в возрасте от 11 до 12 лет обладают депрессивностью и низкой стрессоустойчивостью. Для подтверждения или опровержения этого предположения было проведено практическое исследование. Группа подростков в возрасте от 11 до 18 лет в количество 30 человек, из которых 15 девушек и 15 парней, была диагностирована по методикам определения депрессивности Бека и Жмурова и определения стрессоустойчивости Холмса-Раге, а также по 16-факторному личностному опроснику Кеттела. После обработки данных исследования, мы пришли к выводу, что более, чем у половины подростков присутствует депрессивная акцентуация характера. В то время как низкая стрессоустойчивость характерна для 7-13% тестируемых подростков. В большинстве своем это мальчики. Пик депрессии и ранимости приходится на период 12-14 лет, а к совершеннолетию эти показатели немного стабилизируются. Поэтому гипотезы была подтверждена лишь частично.
Также частичному подтверждению гипотезы способствовало сравнение с аналогичной группой здоровых детей, состоящей из 15 девочек и 15 мальчиков, что никогда не страдали от тиков. У них не было выявлено депрессий, а дистимная акцентуация характера встречалась намного реже, что подтвердило статистическое сравнение групп по методу Стьюдента. Однако зависимость стрессоустойчивости от наличия или отсутствия тикозных гиперкинезов не всегда достоверна.
И на основании интерпретированных итогов исследования оставлены рекомендации по корректировке депрессивности и повышении стрессоустойчивости подростков с двигательными тиками. Они включают создание благоприятной обстановки в семье и месте обучения детей, поддержание их Я-образа, развитие уверенности в себе и своих силах, коррекционные психотерапевтические занятия, коммуникативные тренинги и просто соблюдение правильного режима жизни, соответствующего подростковому возрасту.
Таким образом, цель данной работы можно считать достигнутой.
Теоретико-методологические аспекты психологии экологического сознания
Сегодня важность психологического анализа взаимосвязей человека и природы находит все большее понимание среди исследователей. И все-таки экологическое направление в психологии пока не занимает должного места в комплексных исследованиях системы "общество – человек – техника – природная среда", уступая в этом медицине, философии ...
Выводы
1. Семейная депривация является многокомпонентным социально-психологическим феноменом, определяющим следующие варианты пограничных психических расстройств у детей из групп "социального риска":
- расстройства возрастного психологического развития (гипердинамичное поведение, реактивные расстройства привязанности).
- связанные ...
Процесс группового принятия решений. Явление группомыслия
Среди различных методов принятия групповых решений велика роль групповой дискуссии. Ее закономерности: 1) позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы; 2) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его ...