Связь основных свойств нервной системы с
темпераментом и характеромСтраница 6
Характер формируется в зависимости от условий жизни на основе темперамента в результате действий и поступков человека, в которых характер и проявляется.
Итак, характер отличает личность с ее содержательной стороны. Но проявления характера выражаются в специфически своеобразных формах поведения, поступках, действиях, в избирательности ситуаций и, следовательно, имеют и динамическую сторону.
Каково же взаимное влияние темперамента и характера в единстве конкретной личности? Как уже отмечалось, в темпераменте многие психологи видят динамическую основу свойств характера. Каждая черта характера реализуется в деятельности и поведении, динамические особенности которых часто представляют собой проявления темперамента. Это, однако, не означает, что темперамент и стоящие за ним основные свойства нервной системы обусловливают определенные черты характера. Образуя динамическую основу характера, свойства темперамента не предопределяют содержания его черт.
При одинаковых темпераментах, на базе одних и тех же типологических свойств высшей нервной деятельности могут возникнуть разнообразные характеры. С.Л. Рубинштейн приводит следующий пример: на основ импульсивности как свойства темперамента в зависимости от воспитания и жизненных обстоятельств у одного человека может сформироваться привычка «рубить сплеча», действовать под влиянием аффекта, безудержность поступков, а у другого разовьются решительность, уверенность в своих действиях, готовность к неожиданным поступкам.
Вместе тем динамические проявления одной и той же черты характера могут у разных людей существенно различаться в зависимости от их темперамента. Так, по данным А.И. Ильиной (сотрудницы лаборатории Мерлина), общительность как черта характера по-разному проявляется у подвижных и инертных старшеклассников. Подвижные быстрее, активнее и инициативнее в установлении контактов с новыми, малознакомыми людьми, но отличаются непостоянством и изменчивостью в общении и сохранении контактов. Инертные, напротив, медленнее устанавливают контакты с людьми, но сохраняют их в течение длительного времени.
Итак, типы высшей нервной деятельности, обусловливая типы темпераментов, лежат в основе разных характеров, но связи между ними сложно опосредованы условиями жизни, особенностями воспитания и развития и другими факторами.
Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней
школе. Содержательная характеристика понятия «готовность к
обучению в средней школе»
Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
• Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
• Новообразования младшего школьного возраста - произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах).
• Качественн ...
Результаты работы
На протяжении пяти месяцев мной наблюдался дошкольник сре6дней группы детского сада № 2 «Светлячок» города Вятские Поляны Бабушкин Никита.
На начало года у Никиты был ярко выражен вид агрессии – физическая агрессия. К концу учебного года в поведении мальчика произошли резкие перемены. Он стал более спокойным, уравновешенным. В группе б ...
Способность к общению и её значение в развитии организаторских и коммуникативных
качеств.
Ранее было показано, что способности к общению в наибольшей степени социально обусловлены. Они проявляются в уровне реализации у индивида всех трёх сторон общения: коммуникативной – в средствах передачи информации (речи письменной и устной, жестах, мимике и т.д.); интерактивной – в способах и приёмах психологического воздействия и актив ...