Средства массовой информации и культура как факторы влияния на развитие личности подростка. Социально-психологические представления о развитии личности подростка в исследованиях отечественных психол
Страница 1

Информация » Развитие личности подростка под влиянием СМИ и культуры » Средства массовой информации и культура как факторы влияния на развитие личности подростка. Социально-психологические представления о развитии личности подростка в исследованиях отечественных психол

В Советском Союзе и в современной России проблема развития личности подростка и его социализации широко изучается многими психологами и педагогами.

В советский период развития психологии основными ориентирами, определявшими методологические основы науки о человеке, стала социальная ситуация, условия развития. Эта идея была заимствована из философии К. Маркса[1], который показал, что человек как личность формируется лишь через посредство своих отношений к другим людям. Л.С. Выготский[2], следуя идеям социализации К. Маркса, отмечал основные особенности подросткового возраста: на этом этапе подросток открывает свое Я, оформляет мировоззрение. Л.С. Выготский выделил важное новообразование — рефлексию, которая определяет развитие личности подростка.

Необходимость изучения марксистского представления о человеке как совокупности производственных отношений, о бытии человека в мире была обоснована в 1934 году С.Л. Рубинштейном[3]. С.Л. Рубинштейн отмечал, что значимость личности определяется индивидуальным преломлением в ней всеобщего. Исходя из теоретических положений К. Маркса, он разработал наиболее общие методологические принципы психологии. Рассматривая «совокупность всех общественных отношений» и «социальную ситуацию», С.Л. Рубинштейн в то же время придавал определяющее значение внутренней позиции самого человека.

Проблема развития личности в рамках подходов Л.С. Выготского в дальнейшем разрабатывалась А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Элькониным и другими. А.Н. Леонтьев[4] стремился отдифференцировать понятия индивид и личность: первое отражает генотипическое образование, второе — социально-историческую сущность человека. А.Н Леонтьев определял личность природой самих порождающих ее отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. При этом А.Н. Леонтьев обсуждал еще одно принципиальное положение о том, что внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет.

Направление исследования личности, разрабатываемое Л.С. Выготским и его последователями, определило основные идеи развития и бытия личности через систему следующих понятий: 1 — «социальная ситуация развития»; 2 — «Я»; 3 — «мировоззрение»; 4 — «рефлексия»; 5 — «становление личности». В последующие периоды психология личности развивается с учетом обозначенных понятий.

В контексте возрастной психологии, рассматривая развитие личности в общественных условиях, социальной ситуации развития, отечественные психологи выделяют потребность подростка в общении со сверстниками. В качестве ведущей деятельности для подросткового возраста называется интимно-личностное общение. Д.Б. Эльконин[5], М.Ю. Кондратьев[6], В.А. Аверин[7] выделяют такие «ядерные» компоненты, как интимно-личностное общение со значимыми другими.

Е.А. Леванова[8], рассматривая особенности развития личности подростков, заключает, что важным фактором развития является коллектив сверстников и общественное мнение. Благодаря накопленному предыдущему «опыту» совместной жизни со сверстниками резко возрастает значение коллективных отношений, расположение товарищей, их оценка.

Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова[9] в свое время выделили особую характеристику подросткового возраста — «чувство взрослости». Это чувство выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, утверждении своего личностного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться к ними. «Чувство взрослости» выступает как стимул активности подростка, направленный на переориентацию с «детских» норм на «взрослые», на усвоение ценностей, установок, норм. Этот феномен утвердился в возрастной психологии и психологии личности.

Страницы: 1 2


Описание исследования
В ходе проведения исследования были получены следующие данные. 1. Как показало анкетирование (вопросы анкеты в приложении 1): 1) Из 15 опрошенных - 15 смотрят телевизор каждый день в среднем по 4,5 часа. А это 100%. 2) Из 15 опрошенных, 12 учеников смотрят сериалы. А это 80 %. 8 из 12 опрошенных назвали более одного сериала. Большинс ...

Понятие о рабочей, сложной и стойкой Я-концепции
"Аспект Я-концепции, которая ассоциируется с соответствующей ситуацией, называется рабочей Я-концепцией". Например, в классной комнате основной детерминантой наших мыслей и ощущений будет академическое (учебное) Я, тогда как во время вечеринки - социальное Я. Наша рабочая Я-концепция определяется тем, что она основывается на ...

Типологии личности по темпераменту.
Наиболее известная и популярная концепция четырех типов темперамента сформулирована Гиппократом, Галеном и И.П. Павловым. В последние десятилетия исследования темперамента осуществлялись и как изолированного психического фактора поведения (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицина, Н.И. Красногорский), так и в непосредственной связи с тревожностью, ...